Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Республики Татарстан в составе
председательствующего Муртазина А.И,
судей Гаянова А.Р, Садыковой Э.И,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаянова А.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району города Казани Республики Татарстан Аухадеевой Л.Ф. на решение Кировского районного суда города Казани от 14 мая 2018 года, которым постановлено:
исковые требования Куриненко Б.М. удовлетворить;
признать действия Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району города Казани Республики Татарстан по прекращению выплаты Куриненко Б.М. дополнительного материального обеспечения незаконными;
обязать Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району города Казани Республики Татарстан возобновить выплату Куриненко Б.М. дополнительного материального обеспечения с 1 марта 2018 года;
взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району города Казани Республики Татарстан в пользу Куриненко Б.М. 600 рублей в возврат уплаченной государственной пошлины.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району города Казани Республики Татарстан Аухадеевой Л.Ф, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Куриненко Б.М, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Куриненко Б.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району города Казани Республики Татарстан (далее - Управление) об оспаривании действий и возобновлении выплаты дополнительного материального обеспечения.
В обоснование требований указал, что он является лауреатом премии Совета Министров СССР, ветераном труда, получателем пенсии по старости. Ранее ему оказывалась государственная социальная помощь в виде дополнительного материального обеспечения, выплата которой прекращена ответчиком с 1 марта 2018 года.
Считает данные действия пенсионного органа неправомерными, просил признать действия ответчика по прекращению выплаты дополнительного материального обеспечения незаконными и обязать возобновить выплату.
Истец в судебном заседании требования поддержал, уточнив, что просит возобновить выплату дополнительного материального обеспечения со дня прекращения - с 1 марта 2018 года.
Представитель ответчика с иском не согласился по изложенным в возражениях доводам.
Суд принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Управления ставит вопрос об отмене решения суда ввиду незаконности и необоснованности. При этом указывает, что перечень лиц, имеющих право на получение дополнительного материального обеспечения, является исчерпывающим, подлежит применению текстуально и расширительному толкованию не подлежит.
Граждане, удостоенные премий, учрежденных Советом Министров СССР (ЦК КПСС и Советом Министров СССР), Советом Министров РСФСР, и иных аналогичного рода премий, не имеют права на предусмотренное Федеральным законом от 04.03.2002 N 21-ФЗ дополнительное материальное обеспечение. Премия лауреата Совета Министров СССР, присужденная Куриненко Б.М, государственной премией СССР не является.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Федеральный закон от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 указанного Закона установлено, что граждане Российской Федерации, получающие пенсию, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 1 названного Федерального закона дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается: лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР).
Согласно пункту 2 Перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации (утвержден постановлением Минтруда России от 6 августа 2002 года N 53) граждане, имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения представляют следующие документы: лауреаты Ленинской премии, государственной премии СССР, государственной премии Российской Федерации (РСФСР) - диплом лауреата, постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премии Правительства Российской Федерации и присвоении звания лауреата, Указ Президента Российской Федерации о присуждении премии.
В пункте 3 указанного Перечня документов указано, что в случае отсутствия документов, указанных в абзацах втором - четвертом пункта 2 данного Перечня, принимаются справки о награждении государственной наградой Российской Федерации, подписанные руководителем Управления Президента Российской Федерации по государственным наградам и заверенные его печатью, или справки архивных учреждений, а в случае отсутствия документов, указанных в абзацах пятом - шестом пункта 2 указанного Перечня, - справки архивных учреждений.
Из материалов дела видно и по делу установлено, что Куриненко Б.М. является лауреатом премии Совета Министров СССР от 15 апреля 1987 года N 06379 и с февраля 2000 года получателем пенсии по старости, о чем ему выдано соответствующее удостоверение от 25 февраля 2000 года (л.д.10, 11).
Истцу было назначено дополнительное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерации, однако с 1 марта 2018 года выплата была прекращена, о чем ответчик оповестил его письмом (л.д.9).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что присужденная истцу в 1987 году Советом Министров СССР премия является государственной премией СССР, предоставляющей истцу право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной.
Суд апелляционной инстанции с данным выводом суда первой инстанции не соглашается, а доводы апелляционной жалобы представителя Управления находит заслуживающими внимания в силу следующего.
Государственные премии утверждены Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 17.02.1967 N 158, согласно которому Государственные премии СССР присуждаются за научные исследования, вносящие крупный вклад в развитие отечественной науки; за работы по созданию и внедрению в народное хозяйство наиболее прогрессивных материалов, машин и механизмов; за новые высокопроизводительные технологические процессы; за внедрение передового производственно-технического опыта, имеющего большое народнохозяйственное значение, за оригинальные и экономичные архитектурные и технические сооружения; за глубокие теоретические исследования по вопросам государственного и хозяйственного строительства и марксистско-ленинской науки; за наиболее талантливые высокоидейные произведения литературы и искусства.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.07.1979 N 360-Х "Об утверждении Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР" предусмотрено, что награждение орденами и медалями СССР, присвоение почетных званий СССР в соответствии с Конституцией СССР производятся Президиумом Верховного Совета СССР.
Премии Совета Министров СССР были утверждены Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28.05.1969 N 390, от 26.08.1976 N 703 и от 15.03.1977 N 211 и присуждались по Постановлению Совета Министров СССР от 18.10.1979 N 950.
Таким образом, данные виды премий - премия Совета Министров СССР и государственная премия СССР - имели различный правовой статус, основания и порядок награждения ими были также различными. Соответственно, премия Совета Министров СССР не относилась к перечню государственных премий СССР.
Пунктом 2 Перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации установлено, что лауреаты Ленинской премии, государственной премии СССР, государственной премии Российской Федерации (РСФСР), в качестве подтверждающего документа представляют диплом лауреата, постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премии Правительства Российской Федерации и присвоении звания лауреата, Указ Президента Российской Федерации о присуждении премии.
Таким образом, утвержденный Перечень конкретизирует правовой механизм предоставления ежемесячного материального обеспечения лицам, имеющим право на такое обеспечение, и не предусматривает такого вида премий, как премия Совета Министров СССР. Это указывает на то, что иные документы к рассмотрению территориальными органами Пенсионного фонда России приниматься не могут.
Диплом лауреата Государственной премии СССР и диплом лауреата премии Совета Министров СССР являются самостоятельными видами документов, они нетождественные и неравнозначные, правовое регулирование присуждения указанных видов премий осуществляется различными нормативными актами.
Из вышеизложенного следует, что граждане, удостоенные премий, учрежденных Советом Министров СССР, не имеют права на предусмотренное Федеральным законом от 04.03.2002 N 21-ФЗ дополнительное материальное обеспечение.
Куриненко Б.М. не предоставил доказательств награждения его государственной премией СССР.
При данных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что прекращение выплаты дополнительного материального обеспечения Управлением было осуществлено в рамках предоставленных ему полномочий и в соответствии с действующим правовым регулированием.
Установив изложенные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Куриленко Б.М. об оспаривании действий и возобновлении выплаты дополнительного материального обеспечения, в связи с чем решение суда как постановленное при неправильном применении норм материального права подлежит отмене в соответствии с положениями пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Казани от 14 мая 2018 года по данному делу отменить и принять новое решение об отказе в иске Куриненко Борису Михайловичу к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району города Казани Республики Татарстан об оспаривании действий и возобновлении выплаты дополнительного материального обеспечения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.