Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Ф.И. Гиниатуллиной,
судей Г.А. Сахиповой, З.И. Шакировой,
при секретаре судебного заседания Ю.Н. Ишимбаевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Татарстан" на решение Советского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 23 мая 2018 года, которым иск Е.А.Пучининой удовлетворен и постановлено: признать за Пучининой Еленой Алексеевной право на получение пенсии по потере кормильца в повышенном размере в соответствии с п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей",
Признать незаконным отказ Военного комиссариата РТ от 05 июля 2017 года N П-157 о назначении повышении льготной государственной пенсии по случаю потери кормильца Пучининой Елене Алексеевне, обязав произвести перерасчет назначенной пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения на 32 % расчетного размера пенсии, установленного в размере социальной пенсии, начиная с 29 июня 2016 года.
Взыскать с Военного комиссариата Республики Татарстан государственную пошлину в размере 900 руб. в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Татарстан" - В.Ю. Бурякова, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Е.А. Пучининой - А.В. Ларина, возражавшего ее удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Е.А. Пучинина обратилась в суд иск к Военному комиссариату Республики Татарстан о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца.
В обоснование требований указала, что является матерью погибшего "дата" ветерана боевых действий ФИО и получателем пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем, имеет право на повышение получаемой пенсии на 32% расчетного размера пенсии, установленного в размере социальной пенсии, как член семьи ветерана боевых действий. Однако, при обращении к ответчику с соответствующим заявлением в повышении пенсии ей было отказано.
Истица просила суд признать решение незаконным, обязать ответчика произвести повышение выплачиваемой пенсии по случаю потери кормильца и выплатить недополученную пенсию начиная за 12 месяцев, предшествовавших моменту обращения,
Представители ответчика иск не признали.
Суд исковые требования удовлетворил, постановив решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе ФКУ "Военный комиссариат Республики Татарстан" просит решение суда отменить ввиду несоответствия выводов суда имеющимися в деле доказательствам, ссылаясь на то, что суд в нарушение требований статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной власти" причислил к лицам, имеющим право на получение повышения пенсии, членов семей ветеранов боевых действий, получающих пенсию по случаю потери кормильца. Считает, что предусмотренное пунктом "г" статьи 45 Закона повышение пенсии, носит личностный характер, применяется только к самим ветеранам боевых действий - получателям пенсий в соответствии с Законом, и его распространение на членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, даже если он до смерти являлся участником боевых действий, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 данного Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных данным Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
В силу требований пункта "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. "а" - "ж" и "и" пп. 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 настоящего Закона.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Е.А. Пучинина является матерью умершего "дата" военнослужащего ФИО при выполнения боевого задания на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
С 01 февраля 2005 года Е.А. Пучининой назначена пенсия по случаю потери кормильца.
По обращению 29 июня 2017 года в Военный комиссариат РТ с заявлением об увеличении получаемой пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения на 32%, как члену семьи ветерана боевых действий, ей было отказано.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные ею требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному, по мнению судебной коллегии, выводу о том, что пенсия по случаю потери кормильца, назначенная Е.А. Пучининой, подлежит повышению в порядке, установленном пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, как члену семьи ветерана боевых действий из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 части 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Вместе с тем, судебная коллегия с таким выводом согласиться не может.
Подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" содержат перечень лиц, признаваемых ветеранами боевых действий, и относят к таковым лицам принимавших участие в выполнении боевых задач на территории Российской Федерации при выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 г.
Таким образом, ФИО принимавший участие в выполнении боевых задач на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и погибший при выполнении воинской службы, отнесен законом к ветеранам боевых действий, что ответчиком не оспаривалось.
Между тем, поскольку истец Е.А. Пучинина не являлась участником боевых действий на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и не имеет свидетельства о праве на льготы, на основании которого должны предоставляться меры социальной поддержки со стороны государства, право на повышение пенсии по случаю кормильца у нее отсутствует.
В данном случае мера социальной поддержки со стороны государства матери погибшего при исполнении обязанностей военнослужащего ФИО - Е.А. Пучининой реализована путем назначения ей пенсии по случаю потери кормильца в более высоком размере - 50% от соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
При таком положении правовых оснований для удовлетворения требований истицы у суда первой инстанции не имелось.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 328, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 23 мая 2018 года по данному делу отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Пучининой Елены Алексеевны к Военному комиссариату Республики Татарстан о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.