Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Нурмиева М.М,
судей Гаянова А.Р, Миннегалиевой Р.М,
при секретаре судебного заседания Бикчантаеве Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаянова А.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Галиуллиной Р.Н. - Ганиевой Т.М. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 17 мая 2018 года, которым в удовлетворении искового заявления Галиуллиной Р.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) о возложении обязанности включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, период работы с 15 августа 1991 г. по 1 ноября 1994 г. в качестве санитарного врача маслозавода, назначении досрочной страховой пенсии с момента возникновения права, а именно с 15 января 2018 года, отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя истца Галиуллина Р.Н. - Ганеевой Т.М, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Галиуллина Р.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) (далее - Управление) о возложении обязанности включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периода работы и назначить пенсию.
В обоснование иска указано, что 21.12.2017 истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением Управления от 12.01.2018 N 1544389/17 истцу отказано в назначении пенсии за выслугу лет по тем мотивам, что стаж работы по специальности составляет 26 лет 08 месяцев 29 дней, необходимой продолжительности специального стажа 30 лет не имеется.
Просила включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, период работы с 15.08.1991 по 01.11.1994 в качестве санитарного врача маслозавода, назначить досрочную страховую пенсию с момента возникновения права, а именно с 15.01.2018.
Истец Галиуллина Р.В. в судебное заседание не явилась, ее представитель Ганиева Т.М. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представители Управления Файзуллина А.З. и Никитина К.И. исковые требования не признали.
Суд принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель истца ставит вопрос об отмене решения суда ввиду незаконности и необоснованности. При этом указывает, что ее трудовая деятельность в качестве санитарного врача в Лениногорском маслозаводе была связана с медицинской деятельностью по охране и здоровья населения. Считает, что выработала необходимый стаж 30 лет для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились.
Извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции направлены, судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 20 части 1, частям 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона (60 лет мужчины, 55 лет женщины), лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии,
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
На основании подпункта "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из материалов дела видно и по делу установлено, что решением Управления от 12.01.2018 N 1544389/17 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа. В стаж лечебной деятельности не включен период работы с 15.08.1991 по 01.11.1994 в качестве санитарного врача Лениногорского маслозавода Республики Татарстан.
Принимая решение об отказе удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что Лениногорский маслозавод не являлся лечебно-профилактическим учреждением, в нем не был выделен как структурное подразделение здравпункт, в связи с чем период работы истца Галиуллиной Р.Н. в должности санитарного врача Лениногорского маслозавода Республики Татарстан с 15.08.1991 по 01.11.1994 не подлежит включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы истца о несогласии с указанными выводами суда первой инстанции не могут повлечь за собой отмену принятого решения.
Из записи в трудовой книжке истца усматривается, что 15.08.1991 она принята в порядке перевода из ЦРБ на должность санитарного врача Лениногорского молзавода, а 01.11.1994 уволена по собственному желанию (л.д.9).
Из архивной справки от 01.07.2016 N 677, выданной Галиуллиной (Ибрагимовой) Р.Н. Исполнительным комитетом муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" видно, что Ибрагимова Р.Н. (молодой специалист) принята на работу в Лениногорский маслозавод переводом из центральной больницы на должность санитарного врача с 15.08.1991, с 30.09.1992 по 20.09.1994 санитарному врачу Галиуллиной Р.Н. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения трех лет, с 01.11.1994 санитарный врач Галиуллина Р.Н. уволена по собственному желанию. Также из архивной справки видно, что Лениногорский маслозавод был образован в апреле 1961 года, став правопреемником Шугуровского маслозавода. Лениногорский маслозавод включал в себя Ново-Иштерякский и Черемшанский маслозаводы. В октябре 1994 года решением Совета директоров ОАО "Холдинговая компания "Татарстан соте" реорганизовала все маслозаводы республики в акционерные общества. Лениногорский маслозавод стал называться АО "Лениногорский маслодельно-сыродельный комбинат". По решению ОАО "Татарстан соте" РТ N 160 от 16 октября 2002 года из-за отсутствия сырья завод прекратил свою деятельность (л.д.13).
Согласно Переченю учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") подлежащему применению для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года, право на пенсию за выслугу лет имели врачи и другие медицинские работники, работающие в лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждениях.
В Списке профессий и должностей от 06 сентября 1991 года N 464, подлежащему применению для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно указано, что право на пенсию за выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Учитывая вышеприведенное, работа Галиуллиной Р.Н. в должности санитарного врача Лениногорского маслозавода Республики Татарстан, в период работы с 15.08.1991 по 31.12.1991 должна была проходить в лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждениях, в период работы с 01.01.1992 по 01.11.1994 в организации или учреждении лечебно-профилактического или санитарно-эпидемиологического направления. Лениногорский маслозавод не относится к учреждениям лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим, указание на которые содержится в Списке от 6 сентября 1991 г. N 464 и в списке от 17 декабря 1959 года N 1397.
Не предусмотрены заводы и действующими в настоящее время списками учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Согласно пункту 6 действующих в настоящее время Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 (далее - Правила), в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в Списке, в следующих структурных подразделениях:
в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций;
в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии;
в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений;
в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Из ответа главного врача филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)" в Альметьевском, Заинском, Лениногорском районах N 10/1223 от 08.05.2018 следует, что врачебный здравпункт Лениногорского молокозавода с 15.08.1991 по 01.11.1994 не являлся структурным подразделением Лениногорской санитарно-эпидемиологической станции (СЭС), Лениногорского центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (л.д. 26).
Аналогичный ответ получен судом от главного врача ГАУЗ "Лениногорская ЦРБ", согласно которому, врачебный здравпункт Лениногорского молокозавода не являлся структурным подразделением Лениногорской центральной районной больницы (л.д. 28).
Однако сведений и доказательств тому, что здравпункт Лениногорского молокозавода был структурно выделен (являлся бы структурным подразделением завода) и именовался врачебным либо фельдшерским, фельдшерско-акушерским либо медицинским пунктом (как того требует п. 6 вышеприведенных Правил), в материалах дела не имеется.
Таким образом, осуществление Галиуллиной Р.Н. в оспариваемый период времени лечебной деятельности в структурных подразделениях организации, предусмотренных пунктом 6 вышеуказанных Правил, представленными по делу доказательствами не подтверждено.
Содержащийся в апелляционной жалобе представителя истца довод о том, что при разрешении вопроса о назначении пенсии суд оставил без внимания характер выполняемой работы Галиуллиной Р.Н, также не может повлечь за собой отмену принятого решения.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. С учетом этого, основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости не может расцениваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение и нарушение конституционных прав (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 1920-О).
С учетом изложенного, установив, что на день обращения с заявлением в пенсионный орган у Галиуллиной Р.Н. отсутствовал необходимый стаж лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, суд первой инстанции правомерно отказал в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался заявитель в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом внимания суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных участниками процесса доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Сама по себе иная оценка подателем жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Имеющие правовое значение обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушения норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 17 мая 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Галиуллиной Р.Н. - Ганиевой Т.М. без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.