Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.Г. Гайнуллина,
судей А.М. Гильмутдинова, Л.Ф. Митрофановой,
при секретаре судебного заседания Р.Р. Бикчантаеве
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.Ф. Митрофановой гражданское дело по иску Маториной Лидии Викторовны к Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан о признании действий по приостановлению рассмотрения заявления о предоставлении лесного участка в аренду незаконными, заключении договора аренды земельного участка с последующей его регистрацией в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан
по апелляционной жалобе Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан на заочное решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 27 октября 2017 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан об отмене решения суда, выслушав объяснения представителя Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан - Р.Р. Камаловой в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Л.В. Маторина обратилась в суд с иском к Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан о признании действий о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении лесного участка в аренду незаконными и заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером.., с последующей его регистрацией в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан.
В обосновании требований указала, что она обратилась в Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан с заявлением о заключении договора аренды сформированного лесного участка.
Из письменного ответа первого заместителя министра Э.Н. Бедертдинова следует, что рассмотрение заявления приостановлено до исполнения решения Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 14 октября 2015 года.
В соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ и Лесного Кодекса РФ она имеет право на заключение договора аренды лесного участка.
Доказательства о том, что ею ведется капитальное строительство на лесном участке отсутствуют. Просит исковые требования о признании действий ответчика по приостановлению рассмотрения её заявления незаконными, предоставлении лесного участка в аренду и заключении договора аренды земельного участка с его дальнейшей регистрацией удовлетворить.
Представитель Л.В. Маториной - О.М. Ефимова исковые требования поддержала.
В судебное заседание суда первой инстанции Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан своего представителя не направило, о дне слушания надлежащим образом извещены, имеется расписка в получении судебной повестки.
Суд постановилзаочное решение, которым возложил обязанность на Министерство лесного хозяйства РТ заключить с Маториной Лидией Викторовной договор аренды земельного участка с кадастровым номером.., расположенного в квартале 20, выдела 33 Матюшенского участкового лесничества сроком на 49 лет и произвести регистрацию договора аренды в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ.
В апелляционной жалобе Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан ставит вопрос об отмене заочного решения суда ввиду его незаконности и необоснованности.
В качестве основания для отмены заочного решения суда указывают на рассмотрение дела в рамках Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, тогда как оспаривание решения государственного органа и его действий (бездействия) подлежит в рамках Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Также ссылаются на наличие неисполненного заочного решения Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 14 октября 2015 года, которым возложена обязанность на Л.В. Маторину устранить нарушения лесного законодательства за счет собственных средств. Полагают, что ввиду неисполнения заочного решения от 14 октября 2015 года и непредоставления проекта освоения лесов на арендуемый лесной участок имелись основания для приостановления рассмотрения заявления о заключении договора аренды.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства лесного хозяйства РТ - Р.Р. Камалова доводы апелляционной жалобы поддержала.
Л.В. Маторина в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, своего представителя не направила, при этом судебная коллегия в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в ее отсутствие, в связи с наличием в материалах дела доказательств ее надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 ГПК Российской Федерации, считает, что заочное решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении иска.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является: нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с частью 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 74 Лесного кодекса порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела усматривается, что 17 марта 2017 года Л.В. Маторина обратилась к Министру лесного хозяйства Республики Татарстан с заявлением о заключении договора аренды лесного участка, с кадастровым номером...
Письмом первого заместителя министра лесного хозяйства Республики Татарстан от 25 апреля 2017 года Л.В. Маториной было сообщено о приостановлении рассмотрения вопроса о предоставлении лесного участка в аренду до исполнения решения Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 14 октября 2015 года.
Заочным решением Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 14 октября 2015 года исковые требования Государственного казенного учреждения "Пригородное лесничество" удовлетворены, на Л.В. Маторину возложена обязанность за счет собственных средств устранить нарушения лесного законодательства, привести лесной участок в первоначальное состояние, а именно: демонтировать фундамент капитального типа к существующему дому, опалубку, железобетонные кольца под сливную яму, произвести засыпку и планировку грунта в местах выкопки траншем под опалубку, траншеи, в местах сливной ямы.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции, применяя положения пунктов 13, 17 Приказа Минприроды России от 28 октября 2015 года за N 445 "Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", указал, что решение суда не является основанием в приостановлении рассмотрения вопроса о предоставлении лесного участка в аренду.
Суд, учитывая, что истец Л.В. Маторина продолжает владеть, пользоваться и распоряжаться объектом недвижимости - дачным домом на правах его собственника, пришел к выводу, об отсутствии правовых оснований для отказа в предоставлении лесного участка в аренду и удовлетворил исковые требования.
Вывод суда первой инстанции о том, что заочное решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 14 октября 2015 года не является основанием для приостановления рассмотрения заявления Л.В. Маториной о предоставлении ей земельного участка в аренду, является правильным.
Вместе с тем, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции в части необходимости возложения обязанности на Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан заключить договор аренды земельного участка с Л.В. Маториной не соглашается, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с принципом разделения властей, закреплённым в статье 10 Конституции Российской Федерации, суды не вправе вмешиваться в деятельность органов государственной власти и давать им предписания, касающиеся принятии тех или иных решений.
Пунктами 13, 17 Приказа Минприроды России от 28 октября 2015 года за N 445 "Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" - для заключения договора аренды без проведения торгов в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо подает заявление в уполномоченный орган лично или через законного представителя при посещении уполномоченного органа, посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, посредством "Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)" (без использования электронных носителей), иным способом, позволяющим передать в электронном виде заявления и иные документы.
Заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются уполномоченным органом в течение 30 календарных дней с даты их получения. По результатам рассмотрения выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ. В соответствии с пунктами 2 статей 9 - 11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляют соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская предусмотрено, что Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), по принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, по заключению соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.
Таким образом, принимая во внимание, что заявление Л.В. Маториной по существу не рассмотрено, решение суда, не должно подменять решение органа государственной власти, в данном случае Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, в вопросах, которые закон относит к компетенции государственного органа.
Следовательно, минуя процедуру рассмотрения уполномоченным органом вопроса о предоставлении лесного участка в аренду, правовых оснований для удовлетворения искового требования Л.В. Маториной о возложении на ответчика обязанности заключить договор аренды земельного (лесного) участка у суда не имелось.
Однако, с учётом установленных обстоятельств дела, свидетельствующих об уклонении ответчика от рассмотрения заявления Л.В. Маториной по существу, принимая во внимание приведённые выше нормы права и положения части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает необходимым возложить на Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении земельного (лесного) участка с кадастровым номером.., расположенного в квартале 20, выдела 33 Матюшинского участкового лесничества, в аренду и заключении договора аренды лесного (земельного) участка и предоставить заявителю в тридцатидневный срок ответ.
В соответствии со статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Принимая во внимание изложенное, постановленное судом первой инстанции заочное решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований, возложении на ответчика обязанности по рассмотрению заявления Л.В. Маториной о предоставлении земельного (лесного) участка в аренду и заключении договора аренды с предоставлением ей ответа в установленный законом тридцатидневный срок.
Руководствуясь статьями 199, 327-329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
заочное решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 27 октября 2018 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Л.В. Маториной к Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан о признании действий по приостановлению рассмотрения заявления о предоставлении лесного участка в аренду незаконными и заключении договора аренды земельного участка с последующей его регистрацией в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан удовлетворить частично.
Возложить на Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан обязанность рассмотреть заявление Л.В. Маториной о предоставлении земельного (лесного) участка с кадастровым номером.., расположенного в квартале 20, выдела 33 Матюшинского участкового лесничества, в аренду и заключении договора аренды земельного (лесного) участка и предоставить ответ в установленном законом порядке в течение 30 дней.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.