Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М,
судей Гаянова А.Р. и Субботиной Л.Р,
при секретаре судебного заседания Ахатове А.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Субботиной Л.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе Исмагилова Ш.М. на решение Советского районного суда г. Казани от 10 апреля 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Исмагилова Ш.М. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Казани о перерасчете пенсии отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Исмагилова Ш.М. в поддержку доводов жалобы, объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани Республики Татарстан Габдрахмановой Г.А, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исмагилов Ш.М. обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Казани Республики Татарстан о перерасчете и взыскании недополученной части пенсии.
В обоснование своих требований истец указал, что до 1995 года он работал в Магаданском авиаотряде, после увольнения из которого занялся предпринимательской деятельностью. 5 мая 2000 года его бывшая супруга сняла его с регистрации по месту жительства в г. Магадан как безвестно отсутствующего, о чем истец узнал только в январе 2001 года. 13 января 2004 года истец поменял паспорт и выехал на постоянное проживание в г. Казань, где зарегистрировался по месту жительства только 28 января 2005 года. В результате с мая 2000 года по январь 2005 года регистрации по месту жительства он не имел. Однако все это время он стоял на учете в налоговой инспекции г. Магадана как индивидуальный предприниматель и периодически приезжал туда за рыбной продукцией. Первоначально пенсия ему выплачивалась со всеми необходимыми надбавками, но затем, в связи с тем что он вновь устроился на летную работу, платить надбавку к пенсии по летной службе перестали. После его увольнения в сентябре 2016 года выплату летной надбавки возобновили, однако ее расчет производится без учета дополнительных "северных" надбавок. Считая действия пенсионного органа неправомерными, истец, уточнив исковые требования просит суд возложить на ответчика обязанность произвести доплату к пенсии с учетом летного и северного коэффициентов с 1 декабря 2016 года.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд в удовлетворении исковых требований отказал и вынес решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней истец ставит вопрос об отмене принятого судом решения по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом в жалобе он приводит те же доводы, что и в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, ссылается на то, что в оспариваемый период он состоял на налоговом учете как индивидуальный предприниматель и сдавал необходимую отчетность. Кроме того указывает, что для получения "северной" надбавки нужно проживать на Севере или работать там, поскольку факт его работы подтверждается сдачей налоговой отчетности, а проживание - учетом в военкомате, его общий трудовой стаж в районах Крайнего Севера составляет 20 лет.
Представителем ответчика подано возражение на апелляционную жалобу, в котором указано на необоснованность ее доводов.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец жалобу поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика с доводами жалобы не согласилась, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Выслушав пояснения явившихся лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Аналогичные нормы содержались и в статье 28 ранее действовавшего Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет средств, дополнительно поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации от организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер, а также порядок финансового обеспечения расходов на выплату указанной доплаты определены Федеральным законом от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации".
Из материалов дела следует, что Исмагилов Ш.М. является получателем пенсии, назначенной 29 июня 1992 года заседанием комиссии по назначению пенсии при Исполкоме Магаданского района народных депутатов в соответствии со статьей 79 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР", определявшей право на пенсию в связи с работой в гражданской авиации.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани Республики Татарстан от 18 января 2016 года... истцу с 1 февраля 2016 года была назначена доплата к пенсии как члену летнего экипажа воздушных судов гражданской авиации.
29 мая 2016 года истцом в адрес ответчика было направлено заявление, в котором он сообщал о своем трудоустройстве на летную работу.
На основании абзаца 6 статьи 1 Федерального закона от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" решением ответчика от 9 июня 2016 года N 1 с июня 2016 года истцу была прекращена выплата ежемесячной доплаты к пенсии.
Впоследствии истец вновь обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии и решением ответчика от 22 декабря 2016 года... ему была вновь назначена доплата к пенсии с 1 февраля 2017 года на основании статьи 2 Федерального закона от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", при этом определено, что размер доплаты будет установлен после поступления нормативных документов о размере отношений заработков для определения доплаты к пенсии членам летных экипажей гражданской авиации.
Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении его требований в полном объеме, суд обоснованно исходил из отсутствия для этого правовых оснований.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается.
Доводы апелляционной жалобы истца о несогласии с таким выводом суда первой инстанции не могут повлечь за собой отмену обжалуемого решения суда в силу следующего.
Так, статьей 2 Федерального закона от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" предусмотрено, что назначение и выплата (возобновление выплаты) доплаты к пенсии, а также перерасчет ее размера производятся с 1 февраля, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 октября по 31 декабря предшествующего года, суд первой инстанции.
Следовательно, ежемесячная доплата к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации выплачивается на заявительной основе.
Учитывая, что заявление о назначении истцу ежемесячной доплаты к пенсии поступило в пенсионный орган 22 декабря 2016 года, назначение истцу этой доплаты с 1 февраля 2017 года следует признать правомерным.
Ссылка в апелляционной жалобе истца и дополнении к ней на то, что у него имеется необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях судебной коллегией отклоняется как не имеющая правового значения для рассмотрения уточненных исковых требований.
Федеральным законом от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" не предусмотрено начисление районных коэффициентов к ежемесячной доплате к пенсии, выплачиваемой членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 5 марта 2009 года N 379-О-О, дополнительное социальное обеспечение, предоставляемое на основании Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", имеет обязательный характер. Доплата к пенсии, устанавливаемая в соответствии с данным Федеральным законом, не предусматривается в качестве вида обеспечения по обязательному социальному (пенсионному) страхованию, установленному в Федеральных законах от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" - она имеет иную правовую природу, что находит отражение в том числе в порядке финансирования указанной доплаты, а также механизме определения ее размера.
С учетом изложенного предусмотренные действующим пенсионным законодательством правила повышения размера пенсий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не применяются к порядку определения размера ежемесячной доплаты к пенсии, выплачиваемой членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
Иных правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться основаниями к его отмене, апелляционная жалоба и дополнение к ней не содержат.
В целом изложенные истцом в апелляционной жалобе и дополнении к ней доводы были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
Поскольку неправильного применения норм материального права или нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Казани от 10 апреля 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Исмагилова Ш.М. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.