Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И,
судей Мочаловой Ю.Р, Сайдашевой Э.Р,
при секретаре судебного заседания Ворожейкиной Г.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиСайдашевой Э.Р. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 6 марта 2018 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Родионовой Венеры Вилевны удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения промышленных объектов) площадью 25 103 квадратных метра, расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый номер 16:51:011301:624, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 8 661 000 рублей.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором Родионовой Венерой Вилевной подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, то есть с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 7 декабря 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
Родионова В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере 9 288 110 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец до 23 октября 2017 года являлась собственником земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения промышленных объектов) площадью 25 103 квадратных метра, расположенного по адресу: Республика "адрес" имеющего кадастровый номер 16:51:011301:624, поставленного на государственный кадастровый учет 22 мая 2008 года.
Кадастровая стоимость данного земельного участка определена по состоянию на 1 января 2015 года распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" и составляет 34 702 136 рублей 17 копеек.
Просит определить кадастровую стоимость земельного участка в размере 9 288 110 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан критикуя решение суда указывает на то, что отчет, представленный административным истцом, выполнен с нарушением требований Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Кроме того, экспертное заключение было изготовлено ООО "Экспертно-консультационный центр "Оценщик" с нарушением требований Федерального закона "О государственной экспертной деятельности", были нарушены требования Федеральных стандартов оценки N1, N3, не приведены исследования при применении корректировок. Полагает, что судом не было объективно исследовано заключение эксперта на предмет соответствия требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федерального закона "О государственной экспертной деятельности".
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Формами платы за использование земли, как установлено пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).
На основании пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как предусмотрено частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что Родионова В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка и в подтверждение своих доводов представила отчет N 7387/ПН от 1 декабря 2017 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Ди энд Эл Оценка" Желновой Л.М. по инициативе административного истца, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:51:011301:624 по состоянию на 1 января 2015 года составила 9 288 110 рублей.
Судом первой инстанции по ходатайству представителя административного ответчика судом по делу проведена экспертиза и согласно заключению N З-004/18 от 15 февраля 2018 года эксперта ООО "Экспертно - консультационный центр "Оценщик" Удод Т.М. отчет N 7387/ПН от 1 декабря 2017 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленный оценщиком ООО "Ди энд Эл Оценка" Желновой Л.М, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определилрыночную стоимость спорного земельного участка, которая по состоянию на 1 января 2015 года согласно заключению составила 8 661 000 рублей.
Также экспертом указано, что отклонение показателя рыночной стоимости, определенной экспертом, от показателя рыночной стоимости, определенной в вышеуказанном отчете составляет 7,24%, поэтому величина рыночной стоимости земельного участка в отчете об оценке определена правильно.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции оценил заключение по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, у суда первой инстанции не возникло сомнения в его правильности или обоснованности. По мнению суда первой инстанции заключение содержит результаты анализа наиболее эффективного использования оцениваемых объектов недвижимости, исследования сегмента рынка, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объектам оценки, но влияющих на их стоимость. Корректировки к объектам - аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обоснованно, а также подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы, расчеты не содержат математических, методических и арифметических ошибок и являются правильными.
Частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135- ФЗ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Следовательно, суд первой инстанции на законных основаниях установилкадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной заключением N З-004/18 от 15 февраля 2018 года эксперта ООО "Экспертно - консультационный центр "Оценщик" Удод Т.М.
Суд первой инстанции не усмотрел нарушения экспертом положений статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" при изложении заключения по его форме и содержанию.
Соответствующие выводы суда подробно мотивированы в решении; оснований не согласиться с ними судебная коллегия не находит.
Поскольку Родионова В.В. обратилась в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежавшего ей на праве собственности земельного участка 7 декабря 2017 года указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке не имеется.
Принимая во внимание то обстоятельство, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 6 марта 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.