Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И,
судей Мочаловой Ю.Р, Сайдашевой Э.Р,
при секретаре судебного заседания Ворожейкиной Г.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиСайдашевой Э.Р. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 3 апреля 2018 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Равилова Радика Аглямовича об административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "РОСТ ТАЙМ" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:52:100301:62 (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная деятельность (коммунально-складские и производственные предприятия IV-V класса опасности различного профиля, офисы, административные службы), площадью 10 198 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", в размере 3 290 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на период с 1 января 2017 года по 22 июня 2017 года.
Определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:52:100301:150 (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: 6.0 - производственная деятельность), площадью 3 367 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес" в размере 1 680 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года по 27 августа 2017 года.
Определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:52:100301:62 (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная деятельность (коммунально-складские и производственные предприятия IV-V класса опасности различного профиля, офисы, административные службы), площадью 10 198 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес" в размере 3 900 000 рублей по состоянию на 23 июня 2017 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 23 июня 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:52:100301:150 (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: 6.0 - производственная деятельность), площадью 3 367 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", в размере 1 360 000 рублей по состоянию на 28 августа 2017 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 28 августа 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 26 декабря 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "РОСТ ТАЙМ" (далее по тексту - ООО "РОСТ ТАЙМ") обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков.
В обоснование заявленных требований указано, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:52:100301:62 (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная деятельность (коммунально-складские и производственные предприятия IV-V класса опасности различного профиля, офисы, административные службы), площадью 10 198 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет 12 апреля 2007 года;
- является арендатором земельного участка с кадастровым номером 16:52:100301:150 (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: 6.0 - производственная деятельность), площадью 3 367 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес" поставленного на кадастровый учет 6 июля 2011 года.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 16:52:100301:62, 16:52:100301:150 была определена по состоянию на 1 января 2015 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" в размере соответственно 35 750 210 рублей 78 копеек, 11 700 291 рубль 33 копейки.
23 июня 2017 года органом кадастрового учета произведен государственный кадастровый учет изменений сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:52:100301:62, а именно: изменение вида разрешенного использования. Кадастровая стоимость данного земельного участка определена по состоянию на 23 июня 2017 года в соответствии с пунктом 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменений категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222, рассчитана на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р и составляет 21 827 901 рубль 18 копеек.
28 августа 2017 года органом кадастрового учета произведен государственный кадастровый учет изменений сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:52:100301:150, а именно: изменение вида разрешенного использования. Кадастровая стоимость данного земельного участка определена по состоянию на 28 августа 2017 года в соответствии с пунктом 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменений категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222, рассчитана на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р и составляет 7 206 760 рублей 47 копеек.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:52:100301:62 в размере 3 290 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года, в размере 3 900 000 рублей по состоянию на 23 июня 2017 года; земельного участка с кадастровым номером 16:52:100301:150 в размере 1 680 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года, в размере 1 360 000 рублей по состоянию на 28 августа 2017 года.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан критикуя решение суда указывает на то, что отчет, представленный административным истцом, выполнен с нарушением требований Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Необходимая сумма не была перечислена на счет для временного хранения денежных средств Верховного Суда Республики Татарстан в связи с отсутствием собственных средств, а также долгим процессом выделения денежных средств на оплату экспертиз. При таких обстоятельствах возобновление дела и рассмотрение его по имеющимся в деле доказательствам привело к нарушению норм материального права. По мнению апеллянта неоплата таких расходов не является основанием для ненаправления дела на экспертизу.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Формами платы за использование земли, как установлено пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, является земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).
На основании пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как предусмотрено частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков. В подтверждении своих доводов представил отчеты N 4748-1/17-НС и N 4748-2/17-НС от 22 декабря 2017 года, подготовленные экспертом общества с ограниченной ответственностью "МФКЦ "Барс-Консалтинг" Насибуллиным Н.М. по инициативе общества с ограниченной ответственностью "РОСТ ТАЙМ", согласно которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:52:100301:62 по состоянию на 1 января 2015 года составила 3 290 000 рублей, по состоянию на 23 июня 2017 года составила 3 900 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером 16:52:100301:150 по состоянию на 1 января 2015 года составила 1 680 000 рублей, по состоянию на 28 августа 2017 года составила 1 360 000 рублей.
В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что на административного истца возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции оценил названные отчеты по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и установил, что они содержат необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости конкретного земельного участка в связи с чем на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ пришел к выводу о принятии решения об определении кадастровой стоимости названного земельных участков в размере их рыночной стоимости, установленных отчетами N 4748-1/17-НС и N 4748-2/17-НС от 22 декабря 2017 года, подготовленные экспертом общества с ограниченной ответственностью "МФКЦ "Барс-Консалтинг" Насибуллиным Н.М. по инициативе общества с ограниченной ответственностью "РОСТ ТАЙМ".
Соответствующие выводы суда подробно мотивированы в решении, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательства, которые могли бы опровергнуть выявленную в отчетах рыночную стоимость земельных участков, а также сведения об их рыночной стоимости в ином размере суду представлены не были.
Из материалов дела и содержания решения усматривается, что в ходе рассмотрения настоящего дела суд правильно определили установилюридически значимые в данном случае обстоятельства, правильно применил нормы материального и процессуального права; выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на следующее.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции по ходатайству представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан определением Верховного Суда Республики Татарстан от 20 февраля 2018 года назначалась экспертиза.
Обязанность по внесению на счет Верховного Суда Республики Татарстан, открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации для временного хранения денежных средств, денежной суммы, подлежащей выплате экспертам, в размере 28 000 рублей Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в установленный судом срок не исполнена, в связи с чем экспертиза проведена не была.
Подобное поведение административного ответчика суд первой инстанции обоснованно расценил как одну из форм уклонения от участия в экспертизе, негативные последствия которого для соответствующего участника дела предусмотрены частью 5 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Как разъяснено в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135- ФЗ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Учитывая, что общество с ограниченной ответственностью "РОСТ ТАЙМ" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Татарстан, созданную приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23 января 2012 года N П/20, с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности и на праве аренды земельных участков 26 декабря 2017 года, указанные сведения о кадастровой стоимости данных земельных участков, определенной по состоянию на 1 января 2015 года подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором обществом с ограниченной ответственностью "РОСТ ТАЙМ" подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, то есть с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об иной кадастровой стоимости, то есть в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:52:100301:62 по 22 июня 2017 года, в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:52:100301:150 - по 27 августа 2017 года.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:52:100301:62, определенной по состоянию на 23 июня 2017 года, подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 23 июня 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:52:100301:150, определенной по состоянию на 28 августа 2017 года, подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 28 августа 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Довод апелляционной жалобы о том, что неоплата таких расходов не является основанием для ненаправления дела на экспертизу отмену судебного акта повлечь не может, поскольку согласно части 4 статьи 78 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации расходы по экспертизе несет та сторона, которая обратилась с ходатайством о назначении экспертизы. В связи с чем, заявляя такое ходатайство сторона возлагает на себя обязанность по своевременной ее оплате для направления дела в экспертное учреждение.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решений суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 3 апреля 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.