Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И,
судей Шакуровой Н.К, Сайдашевой Э.Р,
при секретаре судебного заседания Ворожейкиной Г.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Фахрутдинова И.И. административное дело по апелляционной жалобе Каримовой К.Ф, на решение Вахитовского районного суда города Казани от 7 марта 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Каримовой К.Ф. к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 14 по Республике Татарстан, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Татарстан о признании незаконным действий по перерасчету земельного налога за 2014 год и возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона, путем осуществления возврата дополнительно уплаченных денежных средств по земельному налогу за 2014 год.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав Каримову К.Ф. в ее поддержку, представителя межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан по доверенности Ахмадуллину Э.Р, представителя межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N3 по Республике Татарстан по доверенности Васильеву М.А, возражавших удовлетворению апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Каримова К.Ф. (далее - административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 14 по Республике Татарстан о признании незаконным действий по перерасчету земельного налога за 2014 год и возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона, путем осуществления возврата дополнительно уплаченных денежных средств по земельному налогу за 2014 год.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что в период с января по май 2014 года она являлась собственником земельных участков с кадастровыми номерами:.., общей площадью "данные изъяты" квадратных метра и.., общей площадью "данные изъяты" квадратных метра.
20 августа 2012 года Арбитражным судом Республики Татарстан вынесено решение об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости данных земельных участков, которая определена в размере 19 721 000 рублей и 7 473 000 рублей соответственно.
10 апреля 2015 года налоговый орган направил административному истцу налоговое уведомление N740876 об уплате земельного налога за 2014 года по указанным выше земельным участкам, где их налогооблагаемая база определена в соответствии с решением Арбитражного Суда Республики Татарстан.
На основании налогового уведомления административный истец полностью уплатила земельный налог на общую сумму 60399 рублей.
20 октября 2017 года налоговым органом Каримовой Ф.М. вновь направлено налоговое уведомление N56662014 от 23 сентября 2017 года в соответствии с которым ей был доначислен земельный налог на данные участки за 2014 год в общей сумме 254 274 рубля.
Не согласившись с направленным ей налоговым уведомлением, Каримовой Ф.М. подана жалоба в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, в удовлетворении которой 11 декабря 2017 года было отказано ввиду того, что первоначальный расчет земельного налога за 2014 год, произведенный в 2015 году, был выполнен без учета изменения кадастровой стоимости участков, наступившей с 1 января 2014 года, новый расчет налога выполнен с учетом данной стоимости.
Административный истец полагает, что налоговым органом при исчислении налогооблагаемой базы и при формировании налогового уведомления в 2015 года по земельному налогу за 2014 года, была допущена техническая ошибка, что в соответствии с разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации лишает налоговый орган права на начисление налога за прошедшие периоды, в которых уже производилась уплата земельного налога.
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Татарстан.
В заседании суда первой инстанции административный истец и ее представитель Щелыванов Д.А. административные исковые требования поддержали.
Представители административных ответчиков межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N3 по Республике Татарстан с административным исковым заявлением не согласились, просили отказать в его удовлетворении.
Суд принял решение об отказе в удовлетворении административного иска Каримовой Ф.М.
С решением суда не согласилась Каримова К.Ф, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, как постановленного с нарушением норм материального права и при неправильном определении обстоятельств, имеющих значения для административного дела. В обоснование жалобы ссылается на те же основания, что были приведены в первоначально поданном административном исковом заявлении, в частности об имеющейся технической ошибке при формировании налогового уведомления в 2015 году по земельному налогу за 2014 год. Устранение данной технической ошибки по решению суда не производилось, что препятствует начислению земельного налога за прошедшие периоды.
В заседании суда апелляционной инстанции Каримова К.Ф. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан по доверенности Ахмадуллина Э.Р, представитель межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N3 по Республике Татарстан по доверенности Васильева М.А, возражали удовлетворению апелляционной жалобы.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Из материалов административного дела следует, что административным истцом Каримовой К.Ф. оспаривается правомерность действий налогового органа межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Татарстан по перерасчету земельного налога за 2014 год, обличенные в форму налогового уведомления N56649218 от 20 сентября 2017 года.
Как указывает административный истец, и что подтверждается материалами административного дела, действия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Татарстан, по перерасчету земельного налога за 2014 год, были обжалованы в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, которым отказано в удовлетворении ее жалобы в письме от 11 декабря 2017 года N2-19-р-26/055052.
Приведенные обстоятельства безусловно свидетельствуют о том, что в возникших спорных правоотношениях затрагиваются права и интересы Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, который являясь по отношению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Татарстан вышестоящим органом, принял решение об отказе в пересмотре действий по направлению им налогового уведомления в 2017 году.
Обращаясь с административным исковым заявлением о несогласии с перерасчетом земельного налога за 2014 год, Каримова К.Ф. фактически также выражает несогласие с приведенным в письме от 11 декабря 2017 года N2-19-р-26/055052 отказом Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан отменить решение нижестоящего налогового органа.
Согласно части 5 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.
Эти требования процессуального закона судом первой инстанции при рассмотрении данного административного дела в полной мере учтены не были, и к участию в деле Управление Федеральной налоговой службы Республики Татарстан привлечено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что дело рассмотрено без привлечения лица, права и обязанности которого непосредственно затрагиваются принятым судебным решением. В силу прямого указания процессуального закона, несоблюдение данного требования влечет отмену решения суда с направлением дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Кроме этого, судебная коллегия обращает внимание на следующие обстоятельства дела, которые судом первой инстанции при вынесении решения оставлены без должной правовой оценки, что также влияет на правильность и обоснованность решения.
Так, из представленных представителем межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Татарстан письменных доказательств следует, что сведения об измененной кадастровой стоимости спорных земельных участках, находившихся в 2014 году в собственности административного истца, поступили в налоговый орган из Управления Росреестра по Республике Татарстан еще 18 июня 2014 года, то есть до формирования налогового уведомления N740876 от 10 апреля 2015 года об уплате земельного налога за 2014 года, который полностью и своевременно был уплачен административным истцом.
Судом первой инстанции причины, по которым налоговый орган своевременно, при наличии соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных земельных участков, не произвел правильный расчет налога в 2015 году с отражением этого в налоговом уведомлении N740876 от 10 апреля 2015 года, не выяснены, правовая оценка, этому не дана.
Данное обстоятельство является существенным для административного дела и исходя из позиции административного истца, согласно которой перерасчет земельного налога за предыдущие периоды при ухудшении положения налогоплательщика является невозможным. Доводы административного истца основаны на разъяснениях Министерства финансов Российской Федерации, приведенных в письмах от 05 сентября 2006 года N03-06-02-02/120. От 18 декабря 2012 года N03-05-04-02/105, от 30 октября 2012 года N03-05-05-02/110.
В этой связи, при новом рассмотрении административного дела суду необходимо определить круг лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты судебным решением, и решить вопрос о привлечении их к участию в деле. Дать надлежащую правовую оценку приведенным выше в апелляционном определении обстоятельствам, которые имеют существенное значение для правильного разрешения дела.
Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 7 марта 2018 года по данному делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Вахитовский районный суд города Казани.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.