Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И,
судей Мочаловой Ю.Р, Сайдашевой Э.Р,
при секретаре судебного заседания Ворожейкиной Г.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сайдашевой Э.Р. административное дело по апелляционной жалобе Сафиуллиной Резиды Гайнетдиновны на решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 19 апреля 2018 года, которым постановлено:
Иск Сафиуллиной Резиды Гайнетдиновны удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Исполнительного комитета Среднедевятовского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, выраженное в несвоевременном принятии и направления Сафиуллиной Р.Г. решения об отказе в присвоении адресов земельным участками с кадастровыми номерами 16:24:100502:272, 16:24:100502:273, 16:24:100502:278, 16:24:100502:279, 16:24:100502:280, расположенных по адресу: "адрес".
В удовлетворении остальной части иска отказать,
УСТАНОВИЛА:
Сафиуллина Р.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Исполнительному комитету Среднедевятовского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, руководителю Исполнительного комитета Среднедевятовского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республике Татарстан о признании действий по отказу в присвоении адресов земельным участкам незаконными, обязании осуществить присвоение земельным участкам адрес.
В обоснование заявленных требований указано, что она является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:100502:272, 16:24:100502:273, 16:24:100502:278, 16:24:100502:279, 16:24:100502:280, расположенных по адресу: "адрес". Постановлениями руководителя Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 29 ноября 2017 года и от 30 ноября 2017 года утверждены градостроительные планы указанных земельных участков.
28 ноября 2017 года Сафиуллина Р.Г. обратилась к ответчику с заявлением о присвоении адреса указанным выше земельным участкам, однако ответчик в их удовлетворении мотивировав тем, что указанные земельные участки выделены из массива земельного участка, на который нет проекта планировки территории.
Поскольку право собственности на указанные земельные участки зарегистрировано за истцом, у административного ответчика отсутствовало право отказа в присвоении адресов земельным участкам.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на то, что ответчик обязан был осуществить присвоение адресов. Кроме того, на органы местного самоуправления возлагается обязанность по составлению проекта планировки за соответствующих бюджетов.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
В пунктах 3 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке указаны несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица, могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Порядок присвоения, изменения и аннулирования адресов устанавливаются Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года N 1221.
Из материалов дела следует, что Сафиуллина Р.Г. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:100502:272, 16:24:100502:273, 16:24:100502:278, 16:24:100502:279, 16:24:100502:280, расположенных по адресу: "адрес" что подтверждается выписками из ЕГРН.
Постановлениями руководителя Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 29 ноября 2017 года и от 30 ноября 2017 года утверждены градостроительные планы указанных земельных участков.
28 ноября 2017 года истец обратился к ответчику с заявлением о присвоении адреса указанным выше земельным участкам.
16 января 2018 года руководителем Исполнительного комитета Среднедевятовского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан Чумаровой О.Н. дан ответ за N 6, согласно которому присвоить адрес земельным участкам не представляется возможным, так как земельные участки выделены из массива земельного участка, на который нет проекта планировки территории.
Удовлетворив административный иск в части признания незаконным бездействие Исполнительного комитета Среднедевятовского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республике Татарстан, выраженное в несвоевременном принятии и направления Сафиуллиной Р.Г. решения об отказе в присвоении адресов земельным участками с кадастровыми номерами 16:24:100502:272, 16:24:100502:273, 16:24:100502:278, 16:24:100502:279, 16:24:100502:280, расположенных по адресу: "адрес" суд первой инстанции исходил из пункта 37 Правил, в связи с чем пришел к выводу о том, что административным ответчиком был нарушен установленный законом 18-дневный срок для предоставления ответчиком ответа на заявление.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, мотивирован в судебном решении и подтверждается представленными доказательствами.
Решение в данной части административным истцом не оспаривается.
Отказывая в удовлетворении иска в части признания незаконным действия административного ответчика в части отказа в присвоении земельным участкам с кадастровыми номерами 16:24:100502:272, 16:24:100502:273, 16:24:100502:278, 16:24:100502:279, 16:24:100502:280, расположенных по адресу: "адрес" адресов незаконными и обязании административного ответчика присвоить соответствующий адрес, суд первой инстанции исходил из того, что присвоить адрес земельным участкам не представляется возможным, так как земельные участки выделены из массива земельного участка, на который нет проекта планировки территории и истцу дан ответ согласно пункту 40 во взаимосвязи с подпунктом "а" пункта 8 вышеуказанных Правил, содержащий основания для отказа в присвоении объекту адресации адреса, в связи с чем суд не усмотрел в оспариваемом ответе незаконность принятого решения.
С таким вывод суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в силу слоедующего.
В преамбуле Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" указано, что данный Федеральный закон направлен на обеспечение конституционных прав каждого свободно получать, передавать и распространять информацию, на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, устанавливает систему правовых гарантий формирования и эффективного функционирования почтовой связи на территории Российской Федерации в целях укрепления и развития взаимодействия участников экономических, социальных и политических отношений, реализации потребностей населения в услугах почтовой связи.
Согласно пункту 21 части 1 статьи 14 Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.
На основании пунктов 3 и 5 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года N 1221, адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать следующим требованиям: уникальность. Один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (сооружению) или объекту незавершенного строительства; обязательность. Каждому объекту адресации должен быть присвоен адрес в соответствии с настоящими Правилами; легитимность. Правовую основу адреса обеспечивает соблюдение процедуры присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса, а также внесение адреса в государственный адресный реестр.
Объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.
Вместе с тем, содержащиеся в пункте 5, 8-11 и 14-18 настоящих Правил не предусматривают отказ в присвоении адреса при отсутствии проекта планировки.
Согласно пункту 8 Правил присвоение объекту адресации адреса осуществляется:
а) в отношении земельных участков в случаях:
подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет;
б) в отношении зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства в случаях:
выдачи (получения) разрешения на строительство здания или сооружения;
выполнения в отношении здания, сооружения и объекта незавершенного строительства в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком здании, сооружении и объекте незавершенного строительства, при постановке здания, сооружения и объекта незавершенного строительства на государственный кадастровый учет (в случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для строительства или реконструкции здания, сооружения и объекта незавершенного строительства получение разрешения на строительство не требуется);
в) в отношении помещений в случаях:
подготовки и оформления в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в целях перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение;
подготовки и оформления в отношении помещения, в том числе образуемого в результате преобразования другого помещения (помещений) в соответствии с положениями, предусмотренными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком помещении.
Установлено, что постановлениями руководителя Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 29 ноября 2017 года и от 30 ноября 2017 года утверждены градостроительные планы указанных земельных участков, в связи с чем административный ответчик в силу пункта 8 Правил обязан осуществить присвоение адресов.
В силу части 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
На основании части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи.
При таких обстоятельствах, поскольку земельные участки, принадлежащие Сафиуллиной Р.Г. на праве собственности, поставлены на кадастровый учет и зарегистрированы в установленном законом порядке, при этом законодательством Российской Федерации установлено требование обязательности присвоения объекту адресации адреса, судом первой инстанции неправомерно отказано в удовлетворении заявленных требований Сафиуллиной Р.Г. о признании незаконным оспариваемого отказа.
Согласно пункту 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года N 1221 "Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ присвоение адресов объектам адресации относится к компетенции администрации сельских поселений.
Пунктом 27 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены полномочия по присвоению адресов объектам адресации.
Согласно пункта 5 Правил присвоения адресов, объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.
Таким образом, на основании утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации Правил присвоения адресов единственным основанием (условием) присвоения адреса объекту адресации - земельного участка является факт образования данного земельного участка и постановка его на кадастровый учет (либо выполнение работ, в результате которых обеспечивается подготовка необходимых для кадастрового учета документов).
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований с принятием нового решения об удовлетворении административного иска в данной части, в остальной части - оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 19 апреля 2018 года по данному делу отменить в части отказа в удовлетворении административного иска и принять новое решение.
Признать отказ исполнительного комитета Среднедевятовского сельского поселения в присвоении адреса земельным участкам, выразившийся в письме N6 от 16 января 2018 года незаконным, обязать устранить допущенное нарушение прав Сафиуллиной Резиды Гайнетдиновны.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.