Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Сайдашевой Э.Р, Фахрутдинова И.И,
при секретаре судебного заседания Ворожейкиной Г.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Горшунова Д.Н. административное дело по апелляционной жалобе муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" на решение Вахитовского районного суда города Казани от 14 марта 2018 года, которым постановлено:
"административный иск удовлетворить частично.
Признать незаконным решение муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" от 26 декабря 2017 года N 15/15-04-25031 о невозможности подготовки схемы расположения земельного участка, расположенного по ул. Майкопская г.Казани, под индивидуальное жилищное строительство.
Обязать муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" рассмотреть по существу заявления Пономарева Александра Николаевича о подготовке схемы расположения земельного участка по ул. Майкопская г.Казани от 19 мая 2016 года и 25 сентября 2017 года".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Пономарева А.Н. - Зайнутдинова Д.Р, возражавшего ее удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пономарев А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - МКУ "УАГ ИКМО города Казани") от 26 декабря 2017 года N 15/15-04-25032 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и устранении допущенных нарушений.
В обоснование заявленных требований указано, что Пономарев А.Н. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, улица Майкопская, дом 1.
10 мая 2016 года он обратился в МКУ "УАГ ИКМО города Казани" с заявлением о подготовке схемы расположения земельного участка, прилегающего к принадлежащему ему земельному участку, с предполагаемым размером 596 кв.м. В заявлении было указано на основания предоставления земельного участка без проведения торгов.
12 января 2017 года решением МКУ "УАГ ИКМО города Казани", изложенном в письме N 15/15-04-299, в подготовке схемы расположения земельного участка было отказано в связи с тем, что отсутствует подъезд к земельному участку с территории общего пользования.
Ранее, 23 декабря 2015 года, Пономарев А.Н. обращался с заявлением о перераспределении земельного участка, по которому вынесено решение от 4 марта 2016 года N 15/15-04-3042 о невозможности перераспределения с указанием на то, что территорию, на которую увеличивается земельный участок, возможно сформировать в самостоятельный земельный участок.
17 марта 2017 года Пономарев А.Н. обжаловал решение от 12 января 2017 года N 15/15-04-299 в судебном порядке.
Решением Кировского районного суда города Казани от 23 мая 2017 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 29 августа 2017 года указанное решение Кировского районного суда города Казани было отменено, административное исковое заявление Пономарева А.Н. удовлетворено, на МКУ "УАГ ИКМО города Казани" возложена обязанность рассмотреть по существу заявление Пономарева А.Н. о подготовке схемы земельного участка.
25 сентября 2017 года на основании данного апелляционного определения Пономарев А.Н. подал документы повторно, однако 26 декабря 2017 года в ответе N 15/15-04-25032 ему вновь было сообщено, что подготовка испрашиваемой схемы расположения земельного участка не представляется возможной.
Пономарев А.Н. считает, что данное решение фактически идентично ранее оспоренному решению от 12 января 2017 года, просит признать его незаконным и обязать МКУ "УАГ ИКМО города Казани" утвердить схему расположения земельного участка.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика с административным исковым заявлением не согласился.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласилось МКУ "УАГ ИКМО города Казани", в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, настаивая на невозможности утверждения схемы расположения земельного участка.
В суде апелляционной инстанции представитель Пономарева А.Н. просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции представителей, наделенных полномочиями на участие в административном деле, не направили, извещены.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1).
Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 названного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации). Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 13 в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений).
Согласно пункту 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
В силу пункта 6 этой же статьи Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленным пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красными линиями являются линии, которые обозначают, в том числе, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.
Красные линии включаются в состав проекта планировки территории, ввиду чего их разработка, утверждение и изменение осуществляется путем разработки проектов планировки соответствующих территорий.
Из материалов дела следует, что Пономареву А.Н. принадлежит ? доли в праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан, город Казань, улица Майкопская, дом 1. На данном участке имеется жилой дом, ? доля в праве общей долевой собственности на который принадлежит Пономареву А.Н.
10 мая 2016 года Пономарев А.Н. обратился в МКУ "УАГ ИКМО города Казани" с заявлением (зарегистрировано 11 мая 2016 года) о подготовке схемы расположения земельного участка, прилегающего к принадлежащему ему земельному участку, с предполагаемым размером 596 кв.м. В заявлении было указано на основания предоставления участка без проведения торгов.
12 января 2017 года решением МКУ "УАГ ИКМО города Казани", изложенном в письме N 15/15-04-299, в подготовке схемы расположения земельного участка было отказано в связи с тем, что отсутствует подъезд к участку с территории общего пользования и со ссылками на подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, а также пункты 4 и 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
17 марта 2017 года Пономарев А.Н. обжаловал решение от 12 января 2017 года N 15/15-04-299 в судебном порядке.
Решением Кировского районного суда города Казани от 23 мая 2017 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 29 августа 2017 года указанное решение Кировского районного суда города Казани было отменено, административное исковое заявление Пономарева А.Н. удовлетворено, на МКУ "УАГ ИКМО города Казани" возложена обязанность рассмотреть по существу заявление Пономарева А.Н. о подготовке схемы земельного участка.
25 сентября 2017 года на основании данного апелляционного определения Пономарев А.Н. подал документы повторно, однако 26 декабря 2017 года в ответе N 15/15-04-25032 ему вновь было сообщено, что подготовка испрашиваемой схемы расположения земельного участка не представляется возможной.
Данный ответ Пономаревым А.Н. обжалуется по настоящему административному делу.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что обстоятельства, на которые ссылается административный ответчик в оспариваемом решении, ранее были признаны судом необоснованными при рассмотрении дела об обжаловании решения МКУ "УАГ ИКМО города Казани" от 12 января 2017 года N 15/15-04-299. Сторонами по делу также являлись Пономарев А.Н. и МКУ "УАГ ИКМО города Казани". Каких-либо новых оснований в ответе от 26 декабря 2017 года N 15/15-04-25032 административный ответчик не привел.
Таким образом, приведенные в оспариваемом решении от 26 декабря 2017 года N 15/15-04-25032 причины для отказа в подготовке схемы расположения земельного участка полностью воспроизводят ранее признанные судом необоснованными мотивы для отказа, и являются несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы по своей сути сводятся к цитированию общих положений земельного законодательства без соотношения приводимых норм с конкретными обстоятельствами дела, а потому подлежат отклонению за необоснованностью.
При таких обстоятельствах решение Вахитовского районного суда города Казани от 14 марта 2018 года является законным и обоснованным. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 14 марта 2018 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.