Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи: Войты И.В,
судей Жуля А.В, Шавриной А.И,
при секретаре: Юровой Л.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Боготольского межрайонного прокурора, действующего в интересах Бунденок Надежды Александровны к администрации города Боготола Красноярского края о признании незаконным бездействия администрации города Боготола в части не проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес"; признании незаконным постановления администрации города Боготола от 06.02.2018 года N 0113-п в части установления срока отселения жильцов многоквартирного дома по адресу: "адрес" в 2020 году; возложении обязанности на администрацию города Боготола не позднее месяца с момента вступления решения суда в законную силу изменить постановление администрации города Боготола от 06.02.2018 года N 0113-п в части установления срока отселения жильцов многоквартирного дома по адресу: "адрес" в 2020 году, определив срок до 31.12.2018 года; возложить на администрацию города Боготола обязанность по переселению граждан из аварийного многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес" в срок до 31.12.2018 года,
по апелляционной жалобе Бунденок Н.А,
по апелляционному представлению заместителя прокурора Боготольской межрайонной прокуратуры Гутаревой Е.А,
на решение Боготольского районного суда Красноярского края от 11 мая 2018 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Боготольский межрайонный прокурор обратился в интересах Бунденок Н.А. в суд с указанным административным исковым заявлением к администрации г. Боготола.
Требования мотивированы тем, что Боготольской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Бунденок Н.А. о нарушении её жилищных прав. Проверкой установлено, что в соответствии с заключением N 19 от 13.03.2015 года межведомственной комиссии муниципального образования г. Боготола, по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, дом "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации г. Боготола N 0577-п от 12.05.2017 года "О внесении изменений в постановление администрации г. Боготола N 0366-п от 31.03.2015 года "О признании жилых домов муниципального жилого фонда г. Боготола аварийными и подлежащими сносу", внесены изменения в указанное постановление, в том числе установлен срок отселения жильцов указанного многоквартирного жилого дома - 2018 год. Как следует из ответов администрации г. Боготола по состоянию на 30.01.2018 года свободных жилых помещений, находящихся в распоряжении администрации г. Боготола, не имеется, в бюджете г. Боготола средства на расселение указанного жилого дома, не запланированы. Постановлением администрации г. Боготола N 0113-п от 06.02.2018 года "О внесении изменений в постановление администрации г. Боготола N 0366-п от 31.03.2015 года "О признании жилых домов муниципального жилого фонда города Боготола аварийными и подлежащими сносу", внесены изменения в указанное постановление, в том числе установлен срок отселения жильцов многоквартирного жилого дома N "адрес", 2020 год. Прокурор полагал, что указанным бездействием администрации г. Боготола по не проведению мероприятий по переселению граждан из аварийного многоквартирного жилого дома, нарушаются права, свободы и законные интересы Бунденок Н.А. и жителей названного жилого дома.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Бунденок Н.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на доводы, приведенные в обоснование административного иска.
В апелляционном представлении заместитель прокурора Боготольской межрайонной прокуратуры Гутарева Е.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что администрация г. Боготола должна была руководствоваться ст. 32 ЖК РФ, предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции в разумный срок, а в случае неисполнения названных требований изъять земельный участок под домом и жилые помещения в таком доме. Кроме того, указывает, что отсутствие в бюджете г. Боготола денежных средств не является основанием для неисполнения администрацией требований норм действующего законодательства. В условиях реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, срок отселения жильцов - 2020 год, не является разумным.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации г. Боготола - Мовшенкова Ю.В. просит оставить решения суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, заслушав мнение прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Смирновой Я.Е, поддержавшей доводы апелляционного представления прокурора города Боготола, и, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежащим образом уведомленных о дне и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции (л.д. 298, 299), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В силу части 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47 к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления, при этом срок отселения и сноса аварийного дома должен быть разумным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Как следует из п.2 ч.2 ст. 16 "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.
В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует и судом установлено, что по заключению Межведомственной комиссии N 19 от 13.03.2015 года принято решение о признании жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", аварийным и подлежащим сносу (л.д. 6-8).
Постановлением администрации г. Боготола от 31.03.2015 N 0366-п с учетом изменений, внесенных постановлениями от 24.03.2017 N 0382-п, от 12.05.2017 N 0577-п, дом N "адрес", включен в реестр многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийным, установлен год отселения жильцов данного дома - 2018 год (л.д. 9-10, 11-12).
Региональная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае" на 2013 - 2017 годы, утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 06.05.2013 N 228-п, действовала на территории г. Боготола до 01.01.2016 г. Согласно указанной программе, переселению подлежали граждане из жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу по состоянию на 1 января 2012 года и включены в данную программу переселения.
Жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и внесен в реестр многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийным, в 2015 году, то есть после 1 января 2012 года, в связи с чем, в указанную программу включен не был, решения об изъятии земельного участка под указанным жилым домом не принималось.
Постановлением администрации г. Боготола N 0113-п от 06.02.2018 "О внесении изменений в постановление администрации г. Боготола N 0366-п от 31.03.2015 "О признании жилых домов муниципального жилого фонда города Боготола аварийными и подлежащими сносу", внесены изменения в указанное постановление, в том числе установлен срок отселения жильцов многоквартирного жилого дома N "адрес", 2020 год (л.д. 37-39).
По заключению Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, N 7з от 31.03.2015, выявлено неудовлетворительное техническое состояние жилого дома по адресу: "адрес".
Согласно отчету и техническому заключению от 03.08.2015 г, проведенному ООО "Регионтехэксперт" по результатам визуального обследования технического состояния несущих и ограждающих конструкций квартиры жилого дома, расположенного по адресу: " "адрес", сделан вывод о том, что техническое состояние наружных и внутренних стен оценивается как ограниченно работоспособное, техническое состояние полов оценивается как недопустимое, техническое состояние конструкций чердачного перекрытия оценивается как недопустимое, техническое состояние крыши оценивается как недопустимое (л.д. 13-19).
В соответствии с техническим заключением ООО "Проектная компания АМИА" от 13.06.2017г. по результатам натурного инструментального обследования жилого многоквартирного дома по адресу "адрес", установленная категория технического состояния объекта-аварийная, а именно: фундаменты находятся в работоспособном состоянии, несущие стены, пол первого этажа, стропильная система, покрытие в ограниченно-работоспособном состоянии, перекрытия в аварийном состоянии (л.д. 20-28).
Из ответов администрации города Боготола от 30.01.2018г, N 428, от 31.01.2018г. N 439 по состоянию на 30.01.2018г. свободных жилых помещений, находящихся в распоряжении администрации г. Боготола, не имеется, в бюджете г. Боготола на расселение жилого дома, расположенного по адресу "адрес", не запланированы (л.д. 29-30, 31).
В ответах администрации города Боготола от 10.01.2017г. N 16-409, 16-418, 23.08.2017г. N 17-359, 20.06.2017г. N 17-178 на обращения Бунденок Н.А. сообщалось, что жилой дом N "адрес" признан аварийным и включен в реестр многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными после 01.01.2012г, в связи с чем, он не был включен в действовавшую до 01.01.2016г. на территории г. Боготола программу по переселению. При продлении срока действия программы по переселению граждан и предоставления финансовой поддержки за счет средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, будет рассмотрена возможность включения дома N "адрес" в программу по переселению (л.д. 65-66, 67-68, 69-70).
В 2015 году Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в отношении ООО "УКЖФ", осуществляющей управление многоквартирным домом N "адрес", проводилась внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. N 491. По результатам проверки Службой были выявлены нарушения обязательных требований по использованию, сохранности и эксплуатации жилого фонда, а также указаны мероприятия (работы), подлежащие исполнению в целях устранения нарушений, в том числе по установлению маячков на фасаде дома, где наблюдается вертикальная трещина кирпичной кладки, и организации систематического наблюдения с занесением информации в журнал наблюдений. В случае дальнейшего развития деформации, предписано принять необходимые меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформации. Все выявленные в ходе проверки нарушения были устранены ООО "УКЖФ", на стене дома, где имеются трещины, установлены маяки, за состоянием трещин ведется постоянное наблюдение.
Согласно журналам систематического наблюдения за трещинами (маяками), установленными на стенах дома, каких либо деформаций и изменений ширины раскрытия трещин за период наблюдения с 31.03.2015г. по настоящее время не обнаружено.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что каких-либо убедительных доказательств, свидетельствующих о том, что за период с 31.12.2018г. по 2020 год могут произойти необратимые последствия с домом, а также имеется реальная угроза самопроизвольного разрушения жилого дома и, как следствие, причинение вреда жизни и здоровью для граждан и Бунденок Н.А, суду не представлено.
Вывод суда подробно мотивирован в решении и объективно подтверждается доказательствами, анализ которым приведен в решении. В частности, согласно техническому заключению ООО "Проектная компания АМИА" от 13.06.2017г. фундаменты дома находятся в работоспособном состоянии, несущие стены, пол первого этажа, стропильная система, покрытие в ограниченно-работоспособном состоянии, перекрытия в аварийном состоянии, выписок из журналов систематического наблюдения за трещинами (маяками), установленными на стенах дома N "адрес", согласно которым каких-либо деформаций и изменений ширины раскрытия трещин за период наблюдения с 31.03.2015г. по настоящее время не обнаружено. Указанные обстоятельства свидетельствуют, что с момента признания дома аварийным ухудшений конструктивных элементом жилого дома N "адрес", не произошло.
Суд также обоснованно признал, что поскольку установленный постановлением администрации города Боготола срок отселения до 2020 года не истек, бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, нельзя признать незаконным, в связи с чем, оснований для возложения на ответчика обязанности по переселению граждан в срок до 31.12.2018г. не имеется.
Поскольку совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий, предусмотренных положениями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводам об отказе в удовлетворении заявленных Глазуновым А.В. требований, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в обжалуемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.
Приведенные в апелляционном представлении и апелляционной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было.
При таком положении судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда.
В силу изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Боготольского районного суда Красноярского края от 11 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционной представление заместителя прокурора Боготольской межрайонной прокуратуры и апелляционную жалобу Бунденок Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.