Дата вступления в законную силу - 19 июля 2018 г.
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" ФИО2 на постановление судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 24 апреля 2018 года по делу N5-61/2018,
установил:
постановлением судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 24 апреля 2018 года по делу N5-61/2018 Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" (далее Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" ФИО2 подала жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит отменить постановление Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 24 апреля 2018 года по делу N5-61/2018, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что в действиях учреждения отсутствует объективная сторона вмененного административного правонарушения, поскольку Служба автомобильных дорог не является производственным предприятием, возложенные на него функции выполняются посредством заключения государственных контрактов на осуществление дорожной деятельности с подрядными организациями. Обязанность по содержанию указного в постановлении участка автодороги возложена на подрядчика ГУП Республики Крым "данные изъяты"" согласно государственному контракту N 2/ЕП/18 от 01.02.2018 г. на содержание автомобильных дорог общего пользования Республики Крым.
Таким образом, по мнению заявителя, нарушения, установленные в акте выявленных недостатков и явившихся основанием для привлечения Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" к административной ответственности по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ допущены по вине ГУП РК " "данные изъяты"". Согласно п. 11.11 заключенного государственного контракта N 2/ЕП/18 от 01.02.2018 г. на содержание автомобильных дорог общего пользования Республики Крым с ГУП Республики Крым " "данные изъяты"", административную ответственность по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ при выполнении работ по контракту несет подрядчик и его должностные лица.
Проверив доводы жалобы, заслушав лицо, составившее протокол об административном правонарушении - государственного инспектора дорожного надзора старшего лейтенанта полиции ФИО3, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, основанием для вынесения постановления от 24 апреля 2018 года N5-61/2018 в отношении Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым", явилось несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог в соответствии с требованиями стандартов.
Постановлением судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 24 апреля 2018 года по делу N5-61/2018 Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч.1 ст.12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Согласно положениям статьи 12 Закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закон N 257-ФЗ содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности.
П.1 ст. 17 Закона N 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Постановлением Совета министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения" утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения).
Согласно пункту 13 Основных положений должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N221 утвержден "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (действовавшим на момент совершения административного правонарушения), который устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
В соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см (п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93)
Требования государственных стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Такие требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Исходя из положений приведенных выше норм Законов N 196-ФЗ и N257-ФЗ, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений, которые осуществляют дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Приведенные выше нормы не содержат указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Таким образом, юридически значимым обстоятельством при рассмотрении данного дела об административном правонарушении является установление лица, ответственного за содержание указанной автомобильной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, в том числе в части установленных должностным лицом органа ГИБДД нарушений требований к эксплуатационному состоянию дороги для безопасного дорожного движения.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 23.12. 2014 г. N 1462-р создано Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" путем преобразования Государственного учреждения "Служба автомобильных дорог Республики Крым".
Согласно Уставу ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым", утвержденному Министерством транспорта Республики Крым на основании приказа N 57, целями деятельности Учреждения являются, среди прочего:
- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них;
- размещение заказов для обеспечения государственных нужд Республики Крым в сфере дорожной деятельности;
- обеспечение сохранности закрепленной сети автомобильных дорог;
- организация совершенствования и развития сети автомобильных дорог, повышение их технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния;
- обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам;
- обеспечение безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственным сооружениям на них, повышение их пропускной способности, благоустройства, экологической безопасности, безопасности дорожного движения.
Предметом деятельности ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" является исполнение государственных функций, оказание государственных услуг и (или) выполнение работ в целях обеспечения реализации полномочий Республики Крым в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Крым и искусственных сооружений на них, в рамках реализации долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ и инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджета Республики Крым (п. 2.2 Устава).
Из протокола 76 АМ N000099 об административном правонарушении от 27.03.2018 усматривается, что 03.02.2018 при проведении обследования эксплуатационного состояния участка автодороги Орловка-Бахчисарай 10 км + 100 м, на котором произошло ДТП с участием автомобиля Шкода Октавия, государственный регистрационный знак N, которым управляла ФИО4 и при обследовании эксплуатационного состояния участка автодороги Орловка - Бахчисарай 2 км + 981 м, сотрудниками ДПС ОГИБДД ОМВД России по Бахчисарайскому району был составлен акт выявленных недостатков в содержании данного участка, выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии участков автомобильных дорог (улиц), железнодорожного переезда - повреждение покрытия проезжей части (выбоина ширина 4,9 м * 4,1 м, глубиной 20-25 см), затрудняющие движение транспортных средств, что является нарушением п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93.
О данных нарушениях составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 03.02.2018 г. N59.
03 февраля 2018 инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по Бахчисарайскому району вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N77 ОВ 0363889.
Как указано выше, постановлением судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 24 апреля 2018 года по делу N5-61/2018 ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы дела свидетельствуют о том, что во исполнение возложенных на ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" функций по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или муниципального значения, 01.02.2018 года с ГУП Республики Крым " "данные изъяты"" заключен Государственный контракт N2/ЕП/18 по выполнению работ по содержанию автодорог общего пользования Республики Крым.
Согласно данного Контракта п. 1.1 Государственного контракта от 01.02.2018 года N2/ЕП/18 ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" поручает, а ГУП Республики Крым " "данные изъяты"" принимает на себя обязанность выполнить работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Крым, протяженностью 6101,80 км в соответствии с требованиями указанного контракта, включая работы по обеспечению проезда автомобильных транспортных средств, созданию условий для бесперебойного и безопасного дорожного движения, а также по обеспечению сохранности имущественного комплекса, а ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" берет на себя обязательства оплатить вышеуказанные работы, выполненные с надлежащим качеством.
П. 1.1.2 Государственного контракта от 01.02.2018 года N2/ЕП/18 установлено, что работы по содержанию дорог осуществляются ГУП Республики Крым " "данные изъяты"" путем выполнения комплекса работ в соответствии с условиями данного контракта и его приложениями.
В соответствии с п. 8.1.6 Государственного контракта от 01.02.2018 года N2/ЕП/18 ГУП Республики Крым " "данные изъяты"" несет перед ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" ответственность за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение привлеченным субподрядчиком работ и/или услуг.
Согласно п. 7.1.2, 7.1.3 Государственного контракта от 01.02.2018 года N2/ЕП/18 для реализации настоящего Контракта ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" принимает на себя обязательства по осуществлению контроля исполнения Контракта ГУП Республики Крым " "данные изъяты" и оплату работ последнего, своевременно информировать ГУП Республики Крым " "данные изъяты" о планируемых изменениях режима эксплуатации участка автомобильной дороги, нормативной документации, о поступающих от пользователей дорог замечаниях, претензиях, жалобах, исках, возникновению которых послужила деятельность ГУП Республики Крым " "данные изъяты".
В соответствии с п. 7.2.3 Государственного контракта от 01.02.2018 года N2/ЕП/18 для реализации настоящего Контракта ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" имеет право, в том числе, выдавать письменные предписания ГУП Республики Крым " "данные изъяты"" на устранение выявленных фактов ненадлежащего содержания автомобильных дорог, а также предписания о приостановке или прекращении работ.
П. 10.4 Государственного контракта от 01.02.2018 года N2/ЕП/18 установлено, что в случае обнаружения уполномоченным представителем ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" дефектов содержания, последний выдает в адрес ГУП Республики Крым " "данные изъяты"" предписание об устранении выявленных дефектов содержания.
Согласно п. 5.1 Государственного контракта от 01.02.2018 года N2/ЕП/18, данный контракт действует до 28.02.2018 года.
Таким образом, выявленные нарушения 03.02.2018 г, имели место в период действия контракта от 01.02.2018 года.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" во исполнение Государственного контракта от 01.02.2018 года N2/ЕП/18 в период его действия выдавало бы ГУП Республики Крым " "данные изъяты"" предписания на устранение нарушений или дефектов содержания дорог, выявление которых послужило основанием для составления акта N59 от 03.02.2018г.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что по состоянию на 03.02.2018 года Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" являлось лицом, ответственным за указанные в постановлении о назначении административного наказания факты нарушения норм действующего законодательства.
Доказательств, подтверждающих принятие ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" своевременных и достаточных мер по выполнению требований вышеуказанных государственных стандартов, материалы дела не содержат.
Вина ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" в совершении административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, с соблюдением правил ст. 26.11 КоАП РФ, судом первой инстанции дана обоснованная правовая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.
В то же время вывод суда первой инстанции о том, что ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" не обеспечило безопасность дорожного движения на участке автодороги Орловка - Бахчисарай 2 км + 981 м, в части отсутствия предупреждающих знаков, что является нарушением п.п. 6.1, 6.4 "Отраслевой дорожный методический документ. Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования" от 17.03.2004 N ОС -28/1270-ис, является неправомерным, поскольку административным органом при составлении протокола об административном правонарушении, данное нарушение предприятию не было вменено.
Вместе с тем, допущенная судом первой инстанции ошибка в объеме вмененных нарушений не влияет на доказанность события и состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, так как неисполнение иных нарушений, вмененных в вину ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" в обжалуемом постановлении достаточно для квалификации действий предприятия по этой норме закона.
Таким образом, постановление судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 24 апреля 2018 года по делу N5-61/2018 подлежит изменению путем исключения из мотивировочной части вывода о том, что ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" не обеспечило безопасность дорожного движения на участке автодороги Орловка - Бахчисарай 2 км + 981 м, в части отсутствия предупреждающих знаков, что является нарушением п.п. 6.1, 6.4 "Отраслевой дорожный методический документ. Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования" от 17.03.2004 N ОС -28/1270-ис.
Вид и размер административного наказания определен в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, исходя из санкции ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 24 апреля 2018 года по делу N5-61/2018 не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу представителя Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" ФИО2 на постановление судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 24 апреля 2018 года по делу N5-61/2018 - оставить без удовлетворения.
Постановление судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 24 апреля 2018 года по делу N5-61/2018 в отношении Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" - изменить, исключив из его мотивировочной части вывод о том, что ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" не обеспечило безопасность дорожного движения на участке автодороги Орловка - Бахчисарай 2 км + 981 м, в части отсутствия предупреждающих знаков, что является нарушением п.п. 6.1, 6.4 "Отраслевой дорожный методический документ. Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования" от 17.03.2004 N ОС -28/1270-ис.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.