Дата вступления в законную силу - 11 июля 2018 г.
Феодосийского городского суда Республики Крым от 22.05.2018 года по делу N 5-122/2018,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Феодосийского городского суда Республики Крым от 22.05.2018 г. по делу N 5-122/2018 (судья Гурова Е.Н.) Ляшенко Максим Петрович (далее Ляшенко М.П.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, Ляшенко М.П. подал жалобу, в которой просит отменить постановление Феодосийского городского суда Республики Крым от 22.05.2018 г. по делу N 5-122/2018, производство по делу прекратить.
В судебном заседании, которое состоялось 04.07.2018 г. представитель ЛяшенкоМ.П, настаивал на удовлетворении жалобы, указав, что последний не использовал судно "Тунец-700" для добычи (вылова) водных биологических ресурсов, вследствие чего контролирующим органом сделан ошибочный вывод о нарушении им п.13.2. Правил рыболовства для Азово - Черноморского рыбохозяйственного бассейна.
Представитель Федерального государственного казенного учреждения "пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым" возражал против удовлетворения жалобы.
В судебном заседании 11.07.2017 г. представитель Ляшенко М.П. настаивал на удовлетворении жалобы.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
Приказом Минсельхоза России от 01.08.2013 г. N 293 были утверждены Правил рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна (далее Правила N 293).
П. 13.2 Правил N 293 установлено, что юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам запрещено, в том числе, осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с судов и плавучих средств, не зарегистрированных в установленном порядке (за исключением судов и плавучих средств, не подлежащих государственной регистрации).
Материалы дела свидетельствуют о том, что 24.03.2018 г. в ходе осуществления пограничной деятельности начальником пограничного наряда от отделения в г.Феодосия ( далее ПОГЗ) и государственным инспектором Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны МБР группы режимно - контрольных мероприятий при проведении контрольно-проверочных мероприятий по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов на причале маломерных судов N224 установлено, что Ляшенко М.П, являясь бригадиром бригады промышленного лова, в период времени с 14.02.2018г. по 25.03.2018г, осуществлял промысловую деятельность -добычу ( вылов) водных биологических ресурсов ( далее ВБР) в акватории Черного моря с использованием маломерного судна "Тунец-700", которое не предназначено для промышленного рыболовства, зарегистрированного в судовом реестре маломерных судов Новороссийского инспекторского участка ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Краснодарскому краю", идентификационный номер N используемых для некоммерческих целей, общий вылов ВБР составил скаты - 576 кг, акулы - 86 кг, камбал-калкан -59 кг.
По результатам проведенного административного изучения материалов контрольно-проверочных мероприятий начальником группы- государственным инспектором РФ по государственному контролю в сфере охраны МБР группы РКМ отделения (погз) в г.Феодосии Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым Замориным С.В. 27.04.2018г. составлен протокол об административном правонарушении, в соответствии с которым Лященко М.П. нарушены положения п.9.2, 13,13.2 Правил N293, п.13 сч.1 ст. 26, ст.43.1 Федерального закона от 20.12.2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", т.е. им совершено правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.8.17КоАПРФ.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1 КоАПРФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу ст.26.2КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Одним из принципов законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, согласно п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 166-ФЗ от 20.12.2004 г. "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" ( далее Закон N 166-ФЗ) является приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов.
В соответствии с п.9,10 ст.1 Закона N166-ФЗ под рыболовством понимается деятельность по добыче (вылову) ВБР, приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов ВБР, производству рыбной или иной продукции из ВБР.
В ст.26 Закона N 166-ФЗ оговорены ограничения рыболовства.
Ч.1 и ч. 4 ст. 43.1 Закона N 166-ФЗ предусматривают, что правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, и они обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
Как указано выше, Приказом Минсельхоза России от 01.08.2013 г. N 293 были утверждены Правил рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна (далее Правила N 293).
Согласно п. 9.2 Правил N293 капитан судна или лицо, ответственное за добычу (вылов), указанные в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов, в частности, организует работу по добыче (вылову) водных биоресурсов на рыбопромысловых участках и в местах добычи (вылова) (при осуществлении рыболовства вне рыбопромысловых участков); распределяет обязанности между работниками юридического лица или индивидуального предпринимателя и обеспечивает соблюдение Правил рыболовства;
П. 13.2 Правил N 293 установлено, что юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам при осуществлении рыболовства запрещено, в том числе, осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с судов и плавучих средств, не зарегистрированных в установленном порядке (за исключением судов и плавучих средств, не подлежащих государственной регистрации).
Согласно ст.2 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации ( далее КТМ РФ) под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов, в том числе для рыболовства.
Понятие судно дано в ст.7 КТПРФ, ч.1 которой определяет, что под судном в понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. Под судами рыбопромыслового флота понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для рыболовства, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения (ч.2). Под маломерным судном понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать (ч.3).
В соответствии с положениями ст.22, ст.37 КТМ РФ судно может быть зарегистрировано только в одном из реестров судов.
Согласно ч.1 ст. 33 КТМ РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации (далее - реестры судов) в Государственном судовом реестре, в реестре маломерных судов, в бербоут-чартерном реестре, в Российском международном реестре судов, в реестре строящихся судов.
В Государственном судовом реестре регистрируются суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, регистрируются в реестре маломерных судов (ч.5 ст.33 КТМ РФ).
Материалы дела свидетельствуют о том, что Ляшенко М.П. согласно договору об оказании услуг N01-03/18, заключенному с ИП Фастовец А.А, принял на себя обязательства по организации бригады прибрежного лова для осуществления промышленного рыболовства в акватории Черного моря с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, правил Росрыболовства, ведением журналов и другой нормативной документацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно сведениям, поступившим из ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Республике Крым", за ИП Фастовец А.А. в реестре маломерных судов по состоянию на 09.04.2018г. зарегистрировано право собственности в том числе на маломерное судно моторная лодка "Тунец 700" идентификационный номер N
Начальником ПОГЗ в г.Феодосия и государственным инспектором Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны МБР группы режимно - контрольных мероприятий при проведении 24.03.2018 г. контрольно-проверочных мероприятий по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов на причале маломерных судов N224 в г.Феодосии установлено, что Ляшенко М.П, являясь бригадиром бригады промышленного лова, действуя в соответсвтии с Разрешением на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N612018010603 в период времени с 14.02.2018г. по 25.03.2018г, осуществлял добычу (вылов) ВБР в акватории Черного моря с использованием маломерного судна "Тунец-700", незарегистрированного в установленном порядке для целей промышленного рыболовства.
В Разрешении на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N612018010603 в разделе "Условия добычи (вылова ) ВБР" не внесены сведения о судах, а также суда, которые могут быть использованы для осуществления рыболовства, а в разделе "Орудия, способы добычи (вылова) ВБР" в зависимости от их вида указано " Сети ставные одностенные, сетной", "Ставные невода, неводной". "Наживные крючья, крючковой", "Сбор руками, водолазный способ, ручной".
В п.6 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 г..N27 "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство" указано, что ст.1 Федерального закона от 20.12.2004 г..N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" определяет понятие рыболовства не только как деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов, но и в предусмотренных данным Законом случаях, как деятельность по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих ресурсов. К нарушениям правил осуществления рыболовства относятся, например:добыча (вылов) водных биоресурсов без разрешительных документов, если их получение является необходимым условием осуществления этой деятельности (то есть без разрешения на добычу (вылов), без путевки для осуществления любительского и спортивного рыболовства); нарушение условий, предусмотренных разрешительным документом на добычу (вылов), в частности несоблюдение целей, указанных в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов (промышленных, научных, контрольных, рыбоводных); добыча (вылов) в районах, не определенных в разрешении, с нарушением установленных сроков, не указанными в разрешении орудиями или способом, в большем количестве, чем предусмотрено разрешением; несоблюдение установленных запретов (например, в отношении периода, орудий, способов лова, мест добычи (вылова) при осуществлении любительского и спортивного рыболовства); осуществление рыболовства при отсутствии на судне специальных средств технического контроля, обеспечивающих постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) других технических средств контроля, когда оснащение судна такими средствами является обязательным; отсутствие учета либо ненадлежащий учет водных биоресурсов в промысловом журнале и (или) иных отчетных документах при
условии, что законодательством установлена обязанность по ведению таких документов.
Исходя из приведенных выше положений ст.1 Закона N 166-ФЗ рыболовство представляет собой деятельность, которая не ограничивается рамками добычи (вылова) водных биологических ресурсов, а включает в себя, в том числе действия по их приемке, хранению и транспортировке.
В протоколе об административном правонарушении от 27.04.2018г. указано, что Ляшенко М.П. в нарушение требований п. 13.2 Правил N 293 осуществлял добычу (вылов) ВБР, т.е. их изъятие из среды их обитания, с маломерного судна "Тунец-700", идентификационный номер N
Однако, в материалах дела, в том числе, в протоколе об административном правонарушении от 27.04.2018 г, отсутствуют доказательства того, что ЛяшенкоМ.П, являясь бригадиром бригады промышленного лова, осуществляя трудовую деятельность на ИП Фастовец А.А, осуществив выход в акваторию Черного моря на маломерном судне "Тунец-700", идентификационный номер N, изъял ВБР из среды их обитания, т.е. осуществил их вылов, с помощью орудий лова, указанных в Разрешении на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N612018010603, которые были установлены на этом маломерном судне.
В протоколе указано, что факты нарушения Ляшенко М.П. требований п. 13.2 Правил N 293 были обнаружены на причале N224, который не может являться местом вылова ВБР, т.е. их изъятия из среды обитания, поскольку эта процедура осуществляется исключительно в акватории Черного моря, а на причале N224 осуществляется исключительно фиксация отхода и возвращения маломерного судна "Тунец-700", идентификационный номер N
В показаниях свидетелей (л.л.99,101) также отсутствуют доказательство того, что Ляшенко М.П, осуществил вылов ВБР (их изъятие из среды обитания) с помощью орудий лова, указанных в Разрешении на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N612018010603, установленных на маломерном судне "Тунец-700", идентификационный номер N
Материалы дела свидетельствуют о том, что маломерное судно "Тунец-700", идентификационный номер N использовалось ЛяшенкоМ.П. для доставки вылова на берег, как одного из составляющих промышленного рыболовства в понимании Закона N166-ФЗ.
При этом порядок доставки вылова на берег определен не Правилами N 293, а Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2013 г. N 184 "О порядке доставки уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и произведенной из них рыбной и иной продукции в морские порты Российской Федерации, а также в иные места доставки", а в материалах дела отсутствуют доказательства несоблюдения ЛяшенкоМ.П. указанного порядка.
Кроме того, нарушения установленной процедуры доставки вылова на берег не может быть основанием для привлечения к ответственности по ч.2 ст. 8.17 КоАПРФ.
В силу изложенного становится очевидной обоснованность утверждений Ляшенко М.П. о том, что начальником ПОГЗ в г.Феодосия и государственным инспектором Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны МБР при проведении 24.03.2018 г. контрольно-проверочных мероприятий по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов на причале маломерных судов N224 в г.Феодосии не было установлено нарушений им требований Правил N293 при добыче (вылове) ВБР.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (п. 3).
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 22.05.2018 г. по делу N5-122/2018 отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Ляшенко Максима Петровича, прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.
Судья подпись С.В. Яковлев
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.