Судья Верховного Суда Республики Крым Яковлев С.В., рассмотрев жалобу представителя Акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" Чистопрудова К.В. на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 26.04.2018 года по делу N 12-80/2018,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника 637 центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора - главного государственного санитарного врача Зорина Е.В. от 28.07.2017 года Акционерное обществе "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель Акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" Чистопрудов К.В. обжаловал его в суд.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 26.04.2018 года по делу N 12-80/2018 (судья Томащак А.С.) постановление заместителя начальника 637 центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора - главного государственного санитарного врача Зорина Е.В. от 28.07.2017 года оставлено без изменений, жалоба представителя Акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" Чистопрудова К.В. без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, представитель Акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" Чистопрудов К.В. подал жалобу, в которой просит отменить постановление заместителя начальника 637 центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора - главного государственного санитарного врача Зорина Е.В. от 28.07.2017 года и решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 26.04.2018 года по делу N 12-80/2018.
Акционерное обществе "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" явку своего представителя в судебное заседание, которое состоялось 25.07.2018 года, не обеспечило, о дне, времени и месте его проведения извещено надлежащим образом.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Приведенное конституционное положение в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 мая 2009 года N 8-П, взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов.
Конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает и их ответственность за состояние экологии. Поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду. Публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, в свою очередь, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.
Соответственно, правовые основы государственной политики в этой сфере - исходя из того, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне, - должны устанавливаться таким образом, чтобы при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан. Вместе с тем, поскольку природопользование объективно влечет причинение экологического вреда, федеральный законодатель при осуществлении правового регулирования в области экологического развития (статья 71, пункт "е", Конституции Российской Федерации) наделен достаточно широкой дискрецией, что обусловлено необходимостью защиты и обеспечения таких конституционно значимых ценностей, как экологическая безопасность и здоровье граждан (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 года N 5-П).
По результатам изучения материалов дела установлено, что 19.05.2017 года военной прокуратурой гарнизона с участием представителей Симферопольской КЭЧ и войсковой части 46451 проведена внеплановая выездная проверка Акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", в ходе которой установлено, что контейнерные площадки содержаться в антисанитарном состоянии, контейнера переполнены бытовыми отходами, в радиусе 4 метров вокруг контейнеров разбросаны отходы.
Заместителем военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона Монид А.В. 05.07.2017 года вынесено постановление о возбуждении в отношении Акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" дела об административном правонарушении.
Судья Симферопольского районного суда Республики Крым, оставляя без изменений постановление заместителя начальника 637 центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора - главного государственного санитарного врача Зорина Е.В. от 28.07.2017 года исходил из того, что его вина в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Однако, указанные выводы судьи Симферопольского районного суда Республики Крым являются преждевременными, исходя из следующего.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г..N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N89-ФЗ) отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использованием отходов признается применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их
дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии со ст. 11 Закона N89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Ч.1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4)обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5)характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В судебном заседании, которое состоялось 11.07.2018 года, представитель Акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" Чистопрудов К.В. пояснил, что по условиям Государственного контракта N 28/10/2016ДЭСиОКУ от 28.10.2016 года на первое не возлагается обязанность по содержанию контейнерных площадок, контейнеров, их окраска, маркировка и дезинфекция, вследствие чего Акционерное обществе "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" не может быть субъектом совершенного административного правонарушения.
При рассмотрении дела N 12-80/2018 судьей Симферопольского районного суда Республики Крым не выяснялся вопрос наличия (отсутствия) в условиях Государственного контракта N 28/10/2016ДЭСиОКУ от 28.10.2016 года обязанности Акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" по соблюдению санитарных требований законодательства Российской Федерации при содержании контейнерных площадок бытовых отходов.
В судебном заседании, которое состоялось 11.07.2018 года, на представителя Акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" Чистопрудова К.В. была возложена обязанность предоставить в следующее судебное заседание Государственный контракт N 28/10/2016ДЭСиОКУ от 28.10.2016 года.
Однако, представителем Акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" Чистопрудовым К.В. в адрес Верховного Суда Республики Крым указанный Государственный контракт представлен не был.
В силу изложенного становится очевидным, что судья Симферопольского районного суда Республики Крым, вынося 26.04.2018 года решение по делу N 12-80/2018, не исследовал в порядке, предусмотренном ст. 26.1 КоАП РФ, все обстоятельства дела, что не позволило всесторонне, полно и объективно его рассмотреть, привело к существенному нарушению требований КоАП РФ.
При таких обстоятельствах решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 26.04.2018 года по делу N 12-80/2018 подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 26.04.2018 года по делу N 12-80/2018 отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении Акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" с жалобой представителя последнего на постановление заместителя начальника 637 центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора - главного государственного санитарного врача Зорина Е.В. от 28.07.2017 года направить на новое рассмотрение в Симферопольский районный суд Республики Крым.
Жалобу представителя Акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" Чистопрудова К.В. удовлетворить частично.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.
Судья подпись С.В. Яковлев
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.