Судья Верховного Суда Республики Крым Яковлев С.В., рассмотрев жалобу главный государственный инспектор по пожарному надзору Симферопольского района УНД ГУ МЧС России по Республике Крым Чишко П.М. на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 04.06.2018 года по делу N 12-92/2018,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору Симферопольского района УНД ГУ МЧС России по Республике Крым Чишко П.М. от 11.04.2018 года Администрация Мирновского сельского поселения привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 350000 рублей за то, что 21.08.2017 года в 14:24 часов на открытой территории в границах Мирновского сельского поселения в с. Мирное (Богдановка) Симферопольского района Администрацией Мирновского сельского поселения допущены нарушения обязательный требований пожарной безопасности, а именно:
1) открытая территория в границах сельского поселения, на которой произошло возгорание, не была должным образом покошена от сухой травяной растительности (нарушен п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390);
2) Администрацией Мирновского сельского поселения, в границах которого произошло возгорание, не была предоставлена землеройная и водовозная техника для использования в тушении пожара (нарушен п. 17 п.п. "в" Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390);
3) Администрацией Мирновского сельского поселения не проведена соответствующая разъяснительная работа с гражданами о мерах пожарной безопасности и действиях при пожаре, что привело к возгоранию сухой травяной растительности в результате неосторожного обращения с огнём не установленного лица (нарушен п. 17 п.п. "г" Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390).
Не согласившись с указанными постановлением, Администрация Мирновского сельского поселения обжаловала его в суд.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 04.06.2018 года по делу N 12-92/2018 постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору Симферопольского района УНД ГУ МЧС России по Республике Крым Чишко П.М. от 11.04.2018 года отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанность обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
Не согласившись с указанным решением, главный государственный инспектор по пожарному надзору Симферопольского района УНД ГУ МЧС России по Республике Крым Чишко П.М. обратился с жалобой, в которой просит отменить решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 04.06.2018 года по делу N 12-92/2018, постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору Симферопольского района УНД ГУ МЧС России по Республике Крым Чишко П.М. от 11.04.2018 года оставить без изменений.
В судебном заседании, которое состоялось 18.07.2018 года, главный государственный инспектор по пожарному надзору Симферопольского района УНД ГУ МЧС России по Республике Крым Чишко П.М. настаивал на удовлетворении жалобы, указав, что судьей Симферопольского районного суда Республики Крым при вынесении решения по делу N 12-92/2018 не была дана оценка всем обстоятельствам дела.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно п. 10. ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 года N69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Закон N69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
Согласно ст. 1 Закона N69-ФЗ под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии со ст. 19 Закона N69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Согласно ст. 38 Закона N69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, далее Правила N 390.
Согласно п.п. "в", "г" п. 17 Правил N 390 (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) на период устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды, а также при введении особого противопожарного режима на территориях поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, на предприятиях осуществляются, в том числе, мероприятия по подготовке для возможного использования в тушении пожаров имеющейся водовозной и землеройной техники; по проведению соответствующей разъяснительной работы с гражданами о мерах пожарной безопасности и действиях при пожаре.
П. 77 Правил N 390 (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) установлено, что руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности. Не допускается сжигать отходы и тару, разводить костры в местах, находящихся на расстоянии менее 50 метров от объектов защиты.
Судья Симферопольского районного суда Республики Крым, прекращая 04.06.2018 года производство по делу N 12-92/2018, исходил из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства совершения Администрацией Мирновского сельского поселения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Однако, указанные выводы судьи Симферопольского районного суда Республики Крым являются преждевременными, исходя из следующего.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Материалы дела свидетельствуют о том, что 21.08.2017 года начальником ОНД по Симферопольскому району УНД ГУ МЧС РФ по Республике Крым Чишко П.М. Главе Администрации Мирновского сельского поселения был направлен запрос N 519 о предоставлении данных о принадлежности территории, на которой произошло возгорание.
Председателем Мирновского сельского совета - главой Администрации Мирновского сельского поселения Ковалевым С.В. 05.09.2017 года направлен ответ, согласно которому для предоставления информации о принадлежности территории, на которой произошло возгорание 21.08.2017 года сухой травянистой растительности, необходимо дать заключение по определению очага возгорания.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что начальником ОНД по Симферопольскому району УНД ГУ МЧС РФ по РК Чишко П.М. в Администрацию Мирновского сельского поселения предоставлялось заключение по определению очага возгорания, произошедшего 21.08.2017 года.
В силу изложенного становится очевидной правильность выводов судьи Симферопольского районного суда Республики Крым о том, что сведения о собственнике земельного участка, непосредственно отвечающего за обеспечение выполнения правил, норм и стандартов пожарной безопасности должностными лицами по пожарному надзору Симферопольского района УНД ГУ МЧС России по Республике Крым, не выяснены.
Представляется возможным согласиться и с выводами Симферопольского районного суда Республики Крым о том, что в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства того, что Администрация Мирновского сельского поселения извещалась должностными лицами по пожарному надзору Симферопольского района УНД ГУ МЧС России по Республике Крым о необходимости предоставления техники, используемой в тушении пожара, произошедшего 21.08.2017 года.
Однако, судьей Симферопольского районного суда Республики Крым при вынесении решения по делу N 12-92/2018 не изучались и не получили должной оценки сведения, содержащиеся в протоколе об административном правонарушении от 08.09.2017 года в отношении Администрации Мирновского сельского поселения, о не проведении последней соответствующей разъяснительной работы с гражданами о мерах пожарной безопасности и действиях при пожаре, что, по мнению контролирующего органа, привело к возгоранию 21.08.2017 года сухой травяной растительности.
В силу изложенного становится очевидным, что судья Симферопольского районного суда Республики Крым, вынося 04.06.2018 года постановление по делу N 12-92/2018, не исследовал в порядке, предусмотренном ст. 26.1 КоАП РФ, все обстоятельства дела, что не позволило всесторонне, полно и объективно исследовать его, привело к существенному нарушению требований КоАП РФ.
Принимая во внимание то, что срок привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, установленный ст.4.5 КоАП РФ не истек, решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 04.06.2018 года по делу N 12-92/2018 подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Симферопольский районный суд Республики Крым.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 04.06.2018 года по делу N 12-92/2018 отменить.
Дело о привлечении Администрации Мирновского сельского поселения Симферопольского района к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ направить на новое рассмотрение в Симферопольский районный суд Республики Крым.
Жалобу главного государственного инспектора по пожарному надзору Симферопольского района УНД ГУ МЧС России по Республике Крым Чишко П.М. удовлетворить частично.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.
Судья подпись С.В. Яковлев
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.