Судья Верховного Суда Республики Крым Яковлев С.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника управления - заведующего отделом экологического надзора г. Керчи - старшего государственного инспектора Республики Крым Моисеенко О.И. на решение Керченского городского суда Республики Крым от 25.05.2018 года по делу N 12-156/2018,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника управления - заведующего отделом экологического надзора г. Керчи - старшего государственного инспектора Республики Крым Моисеенко О.И. от 28.03.2018 года начальник Управления ЖКХ Администрации г. Керчи Карпов В.О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 11 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, начальник Управления ЖКХ Администрации г. Керчи Карпов В.О. обжаловал его в суд.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 25.05.2018 года по делу N 12-156/2018 (судья Захарова Е.П.) постановление заместителя начальника управления - заведующего отделом экологического надзора г. Керчи - старшего государственного инспектора Республики Крым Моисеенко О.И. от 28.03.2018 года отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным решением, заместитель начальника управления - заведующий отделом экологического надзора г. Керчи - старший государственный инспектор Республики Крым Моисеенко О.И. подал жалобу, в которой просит отменить решение Керченского городского суда Республики Крым от 25.05.2018 года по делу N 12-156/2018, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании, которое состоялось 25.07.2018 года, представитель начальника Управления ЖКХ Администрации г. Керчи Карпова В.О. возражал против удовлетворения жалобы.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Приведенное конституционное положение в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 мая 2009 года N 8-П, взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов.
Конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает и их ответственность за состояние экологии. Поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду. Публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, в свою очередь, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.
Соответственно, правовые основы государственной политики в этой сфере - исходя из того, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне, - должны устанавливаться таким образом, чтобы при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан. Вместе с тем, поскольку природопользование объективно влечет причинение экологического вреда, федеральный законодатель при осуществлении правового регулирования в области экологического развития (статья 71, пункт "е", Конституции Российской Федерации) наделен достаточно широкой дискрецией, что обусловлено необходимостью защиты и обеспечения таких конституционно значимых ценностей, как экологическая безопасность и здоровье граждан (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 года N 5-П).
По результатам изучения материалов дела установлено, что Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой в период с 13.02.2018 года по 14.03.2018 года проведена проверка исполнения Администрацией г. Керчи Республики Крым требований федерального законодательства в части своевременно выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории муниципального образования городской округ Керчь.
В ходе проведения должностными лицами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым рейдового обследования территории южнее участка железной дороги "Станция Керчь-Порт Крым", около указателя 103 км в районе 3-го Самостроя (кадастровый квартал 90:19:010115) городской округ Керчь Республика Крым, между указателями 102 км 900 м и 103 км на расстоянии 10- 20 м южнее железнодорожного полотна железной дороги "Станция Керчь-Порт Крым" выявлен факт несоблюдения экологических требований при складировании отходов производства и потребления, а именно, складирование строительных отходов, твердых коммунальных отходов, на земельном участке общей площадью около 208 кв.м. Территория места несанкционированного складирования указанных отходов не огорожена. На момент проведения обследования вышеуказанной территории установить лиц, осуществивших несанкционированное складирование отходов общей площадью 208 кв.м, не представилось возможным.
Сведения о несанкционированной свалке отходов Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым 30.01.2018 года направлены письмом в адрес Администрации г. Керчи Республики Крым.
Однако, меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов начальником Управления ЖКХ Администрации г. Керчи не приняты, вследствие чего постановлением заместителя начальника управления - заведующего отделом экологического надзора г. Керчи - старшего государственного инспектора Республики Крым Моисеенко О.И. от 28.03.2018 года первый признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Судья Керченского городского суда Республики Крым, отменяя постановление заместителя начальника управления - заведующего отделом экологического надзора г. Керчи - старшего государственного инспектора Республики Крым Моисеенко О.И. от 28.03.2018 года и прекращая производство по делу, исходил из того, что в действиях начальника Управления ЖКХ Администрации г. Керчи Карпова В.О. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Указанные выводы судьи Керченского городского суда Республики Крым являются законными и обоснованными, исходя из следующего.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г..N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N89-ФЗ) отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использованием отходов признается применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их
дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона N89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно ч. 2 ст. 13 Закона N89-ФЗ организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
Полномочия Администрации г. Керчи по организации сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Такие виды деятельности, как сбор, накопление, транспортирование обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов и иное обращение с отходами производства и потребления не относятся к уставной деятельности Управления ЖКХ Администрации г. Керчи и, соответственно, не входят в объем полномочий начальника Управления ЖКХ Администрации г. Керчи Карпова В.О.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая изложенное выше, представляется возможным согласиться с выводами судьи Керченского городского суда Республики Крым о том, что начальник Управления ЖКХ Администрации г. Керчи Карпов В.О. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Оценив представленные в дело доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, Керченский городской суд Республики Крым пришел к обоснованному выводу о необходимости прекращения производства по делу в связи с отсутствием в действиях начальника Управления ЖКХ Администрации г. Керчи Карпова В.О. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Возражения, изложенные в жалобе, не опровергают выводов Керченского городского суда Республики Крым и по существу сводятся к переоценке доказательств и фактических обстоятельств дела, которые исследованы судом и получили надлежащую правовую оценку.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Керченского городского суда Республики Крым от 25.05.2018 года по делу N 12-156/2018 не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 25.05.2018 года по делу N 12-156/2018 оставить без изменений.
Жалобу заместителя начальника управления - заведующего отделом экологического надзора г. Керчи - старшего государственного инспектора Республики Крым Моисеенко О.И. оставить без удовлетворения.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.
Судья подпись С.В. Яковлев
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.