Судья Верховного Суда Республики Крым Яковлев С.В., рассмотрев жалобу директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Школа-гимназия, детский сад N25" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым Маслюк Р.И. на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 июня 2018 года по делу N12-263/2018,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю Крутикова Д.С. N21 от 08.05.2018 года Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа-гимназия, детский сад N25" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Школа-гимназия, детский сад N25" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым Маслюк Р.И. обжаловал его в суд.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 июня 2018 года по делу N 12-263/2018 (судья Хулапова Г.А.) постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю Крутикова Д.С. N21 от 08.05.2018 оставлено без изменений, жалоба директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Школа-гимназия, детский сад N25" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым Маслюк Р.И. без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Школа-гимназия, детский сад N25" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым Маслюк Р.И. подал жалобу, в которой просит отменить решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25.06.2018 года по делу N 12-263/2017, снизить размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа со 100 000 рублей до 50000 рублей.
В судебном заседании 25.07.2018 года представитель Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Школа-гимназия, детский сад N25" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым настаивал на наличии оснований для смягчения наказания.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Приведенное конституционное положение в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 мая 2009 года N 8-П, взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов.
Конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает и их ответственность за состояние экологии. Поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду. Публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, в свою очередь, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.
Соответственно, правовые основы государственной политики в этой сфере - исходя из того, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне, - должны устанавливаться таким образом, чтобы при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан. Вместе с тем, поскольку природопользование объективно влечет причинение экологического вреда, федеральный законодатель при осуществлении правового регулирования в области экологического развития (статья 71, пункт "е", Конституции Российской Федерации) наделен достаточно широкой дискрецией, что обусловлено необходимостью защиты и обеспечения таких конституционно значимых ценностей, как экологическая безопасность и здоровье граждан (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 года N 5-П).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г..N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N89-ФЗ) отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использованием отходов признается применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их
дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии со ст. 11 Закона N89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, в соответствии со ст. 18 Закона N 89-ФЗ, приказом Минприроды России от 16.02.2010 N 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов" (за исключением статистической отчетности) обязаны разрабатывать и предоставлять в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в срок до 15 января года, следующего за отчетным периодам.
В соответствии с требованиями ст. 19 Закона N 89-ФЗ, Приказа Минприроды России от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами") субъекты малого и среднего предпринимательства, обязаны вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Как усматривается из материалов дела, Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой Республики Крым 10.04.2018 года была проведена выездная проверка в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Школа-гимназия, детский сад N25" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по адресу: "адрес", установлено, что в 2018 году Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Школа-гимназия, детский сад N25" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым образованные в ходе осуществления образовательной деятельности отходы (лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные) утратившие потребительские свойства на основании договора от 29.03.2018 года N53 на обезвреживание промышленных отходов, заключенного с ООО "Чистый город", переданы последнему согласно акта приема отходов от 29.03.2018 года в количестве 500 штук.
В ходе проведенной проверки должностными лицами установлено, что указанные отходы временно складировались в картонных коробках на бетонном полу в подвальном помещении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Школа-гимназия, детский сад N25" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
По состоянию на 10.04.2018 года в подвальном помещении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Школа-гимназия, детский сад N25" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым обнаружены три лампы ртутные, утратившие потребительские свойства, хранящиеся не в герметичной упаковке, на полу имеются части поврежденных стеклянных оболочек ртутных ламп матово-белого цвета.
При изучении материалов дела становится очевидным, что Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Школа-гимназия, детский сад N25" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым нарушены требования ст. 11, 22 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 13.4, 14, 18 Федерального закона от 224.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 3.5, 3.6 СанПиН 2.1.7.13.22-03 Гигиенические требования к размещению о обезвреживанию отходов производства и потребления.
Факт совершения Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Школа-гимназия, детский сад N25" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.04.2018 года, предписанием об устранении нарушения законодательства в области окружающей среды N18-00131-01 от 14.09.2017 года, экспертным заключением по гигиенической оценке результатов лабораторных исследований, испытаний N1-125в/Г515 от 11.04.2018 года, протоколом исследования воздуха жилых и гражданских помещений N2466 С от 10.04.2018 года, постановлением о назначении административного наказания N21 от 08.05.2018 года, договором на обезвреживание промышленных отходов N53 от 29.03.2018 года, заключенного между ООО "Чистый город" и Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Школа-гимназия, детский сад N25" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Оценив представленные в дело доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, заместитель руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю Крутиков Д.С, с которым согласился судья Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым, пришел к обоснованному выводу о виновности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Школа-гимназия, детский сад N25" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Возражения, изложенные в жалобе, не опровергают выводов Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым и по существу сводятся к переоценке доказательств и фактических обстоятельств дела, которые исследованы судом и получили надлежащую правовую оценку.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ст. 8.2 КоАП РФ, но без учета положений ст. 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей административного наказания, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В связи с этим судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, должны привести мотивы назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, соответствующего административного наказания в пределах санкции статьи, подлежащей применению.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В Постановлении от 14.02.2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
При изучении принятого 08.05.2018 заместителем руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю Крутиковым Д.С. постановления N21 становится очевидным, что последний, не установив наличие каких-либо обстоятельств, отягчающих административную ответственность, назначила Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Школа-гимназия, детский сад N25" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым административный штраф в размере 100 000 рублей.
При рассмотрении Киевским районным судом города Симферополя Республики Крым дела N12-263/2018 не изучался вопрос наличия оснований для назначения Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Школа-гимназия, детский сад N25" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Согласно п. 1.1 Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Школа-гимназия, детский сад N25", утвержденного постановлением Администрации г. Симферополя Республики Крым от 25.09.2016 года N 2534, первое является некоммерческой образовательной организацией, обеспечивающей реализацию прав граждан на общедоступное дошкольное, начальное общее, основанное общее, среднее общее образование по основным общеобразовательным программам, присмотр и уход за детьми.
Уплата штрафа в размере 100000 рублей приведет к использованию средств бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на цели, не совпадающие с основными направлениями деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Школа-гимназия, детский сад N25".
При таких обстоятельствах назначение Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Школа-гимназия, детский сад N25" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 (двести тысяч) рублей, является чрезмерно суровым, несоразмерным предусмотренным в ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Учитывая изложенное выше, представляется возможным изменить постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю Крутикова Д.С. N21 от 08.05.2018 и решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 25.06.2018 года N12-263/2018, вынесенные в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Школа-гимназия, детский сад N25" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа до 50000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю Крутикова Д.С. N21 от 08.05.2018 и решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 25.06.2018 года N12-263/2018, вынесенные в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Школа-гимназия, детский сад N25" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, изменить, снизив размер назначенного наказания в виде административного штрафа до 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.
В остальной части постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю Крутикова Д.С. N21 от 08.05.2018 и решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 25.06.2018 года N12-263/2018 оставить без изменений.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.
Судья подпись С.В. Яковлев
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.