Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи: Паниной П.Е,
судей: Матвиенко Н.О, Егоровой Е.С,
при секретаре: Марушко В.В,
с участием прокурора: Алескерова Д.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по иску прокурора г. Феодосии Республики Крым, действующего в защиту прав и законных интересов Немкова О.М, к администрации г. Феодосии Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма
по апелляционной жалобе прокурора г. Феодосии Республики Крым, действующего в защиту прав и законных интересов Немков О.М,
на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 января 2018 года, которым прокурору г. Феодосии Республики Крым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Матвиенко Н.О, выслушав участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
Установила:
прокурор г. Феодосии Республики Крым, действуя в защиту прав и законных интересов Немкова О.М, обратился в суд с иском к администрации г. Феодосии Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Исковые требования мотивировал тем, что Немков О.М. является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение N 2, расположенное по адресу: "адрес" Иными долевыми сособственниками указанного объекта недвижимости являются ФИО2 (отец), ФИО1 (сын).
ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном жилом доме произошел пожар.
Согласно заключению эксперта ФБУ "Крымская лаборатория судебной экспертизы министерства юстиции Российской Федерации" от 26 октября 2015 года восстановление жилого помещения, находящегося в долевой собственности Немкова О.М, не является экономически целесообразным.
Постановлением администрации г. Феодосии Республики Крым от 01 декабря 2015 года за N 908 многоквартирный жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации г. Феодосии Республики Крым от 16 февраля 2016 года N 204 срок отселения пострадавших лиц в результате пожара в многоквартирном жилом доме был установлен до 30 ноября 2016 года.
Однако до настоящего времени отселение не произведено, Немкову О.М. иное жилое помещение не предоставлено.
На основании постановления администрации г. Феодосии Республики Крым от 11 августа 2017 года N 2463 Немков О.М. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, составом семьи из двух человек (он, ФИО1).
Согласно письму муниципального органа от 19 октября 2017 года в связи с прохождением проекта Административного регламента "Признание граждан малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий" антикоррупционной экспертизы, признание Немкова О.М. в установленном порядке малоимущим не представляется возможным.
Ссылаясь на незаконность действий администрации г. Феодосии Республики Крым, прокурор г. Феодосии Республики Крым просил суд возложить на названный орган обязанность не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить Немкову О.М, с учетом члена семьи - ФИО13, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не менее нормы предоставления в пределах г. Феодосии Республики Крым.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе прокурор г. Феодосии Республики Крым оспаривает законность и обоснованность решения, ставит вопрос о его отмене, ссылаясь на нарушение судом норм материального законодательства, неправильную оценку фактических обстоятельств дела.
В представленных суду апелляционной инстанции письменных возражениях, администрация г. Феодосии Республики Крым полагает решение суда законным и не подлежащим отмене по доводам жалобы.
Определением от 17 мая 2018 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных Главой 39 ГПК РФ. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Совет Министров Республики Крым.
В силу п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Исходя из приведенной нормы процессуального законодательства, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных Главой 39 ГПК РФ, Немков О.М, прокурор Алескеров Д.А. исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнили, просили о возложении на администрацию г. Феодосии Республики Крым обязанности по предоставлению Немкову О.М. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, равнозначного по общей площади ранее занимаемому.
Иные лица, участвующие по делу, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Кроме того, информация о рассмотрении дела размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, принимая во внимание, что участники судебного разбирательства извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела по существу при установленной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, дав оценку представленным доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Немков О.М. является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение N 2, расположенное по адресу: "адрес" Иными долевыми сособственниками указанного объекта недвижимости являются ФИО14, ФИО15
ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном жилом доме произошел пожар.
Согласно заключению эксперта ФБУ "Крымская лаборатория судебной экспертизы министерства юстиции Российской Федерации" от 26 октября 2015 года, исходя из технического состояния элементов конструкции, ремонт многоквартирного жилого дома экономически не целесообразен.
Из технического заключения о надежности ответственных несущих конструкций жилого дома Ф.15.234-ТЗ следует, что техническое состояние жилого дома в целом - аварийное. Существует опасность обрушения уцелевших стен, перекрытий и конструкций крыши. Пребывание людей в доме категорически запрещено. Эксплуатирующим службам следует немедленно обесточить дом, отключить все сети, ввод сети природного газа демонтировать, установить заглушку.
01 декабря 2015 года администрацией г. Феодосии Республики Крым принято постановление N 908, которым многоквартирный жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации г. Феодосии Республики Крым от 16 февраля 2016 года N 204 срок отселения пострадавших лиц в результате пожара в многоквартирном жилом доме был установлен до 30 ноября 2016 года.
На основании постановления администрации г. Феодосии Республики Крым от 11 августа 2017 года N 2463 Немков О.М. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, составом семьи из двух человек (он, ФИО17).
02 ноября 2017 года постановлением администрации г. Феодосии Республики Крым за N 3196 Немков О.М, составом семьи из двух человек (он, ФИО16), был принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда (жилого помещения маневренного жилищного фонда), как относящегося к категории граждан у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных ситуаций.
Во исполнение указанного постановления, администрацией г. Феодосии Республики Крым 20 апреля 2016 года, 21 апреля 2016 года Немкову О.М. предлагались жилые помещения специализированного жилищного фонда для временного проживания. От заселения в предложенные жилые помещения Немков О.М. отказался.
Сведений о том, что в собственности либо в законном пользовании Немкова О.М. находятся иные жилые помещения, материалы дела не содержат, стороной ответчика не представлено.
Конституция РФ провозглашает РФ социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 1, ч. 1; ст. 7, ч. 1; ст. 18; ст. 19, части 1 и 2).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики РФ предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; ст. 2; ст. 21, ч. 1, Конституции РФ) и с учетом юридически значимых для РФ норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого данными гражданами на условиях социального найма, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ при отсутствии иных, предусмотренных законом условий.
В данном случае, требование о предоставлении Немкову О.М. жилого помещения по договору социального найма обусловленное признанием жилого дома аварийным, занимаемого жилого помещения непригодным для проживания, носит компенсационный характер и направлено на улучшение гражданам жилищных условий только с точки зрения безопасности.
Принимая во внимание, что истец, как лицо лишившиеся своего единственного жилья в результате пожара, относится к категории граждан, нуждающихся в жилище и которому жилое помещение предоставляется во внеочередном порядке, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, обратившись в суд с иском о предоставлении другого жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу, выразил желание на предоставление жилого помещения по договору социального найма, коллегия судей приходит к выводу о том, что у ответчика в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить ему во внеочередном порядке другое жилое помещение.
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 данного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ от 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Таким образом, возлагая на местную администрацию обязанность предоставить Немкову О.М. и члену его семьи по договору социального найма жилое помещение судебная коллегия учитывает, что в соответствии с указанными выше положениями действующего законодательства предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Поскольку предоставление жилого помещения обусловлено признанием занимаемого по договору социального найма жилого помещения непригодным для проживания, истцу должно быть предоставлено жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Учитывая, что с момента признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу (01.12.2015 год), принятия администрацией г. Феодосии Республики Крым 16 февраля 2016 года постановления об отселении граждан многоквартирного жилого дома, постановки Немкова О.М. в качестве нуждающегося на учет жилое помещение до настоящего времени ему не предоставлено, равно не предоставлено для временного проживания жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее необходимым требованиям, коллегия судей полагает возможным возложить на администрацию г. Феодосии Республики Крым обязанность предоставить Немкову О..М. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма в течение шести месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 января 2018 года - отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора г. Феодосии Республики Крым, действующего в защиту прав и законных интересов Немков О.М, - удовлетворить.
Возложить на администрацию г. Феодосии Республики Крым обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Немкову О. М. с учетом члена семьи ФИО1 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.