Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Сокол В.С,
судей Онищенко Т.С, Пономаренко А.В,
при секретаре Николаевой А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чуприна Владимира Константиновича к Управлению Федеральной службы безопасности России по Республике Крым и городу Севастополю, председателю жилищной комиссии Управления Федеральной службы безопасности России по Республике Крым и городу Севастополю Балабанову Сергею Александровичу об отмене решения правления жилищной комиссии, принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении
по апелляционной жалобе представителя истца Чуприна Владимира Константиновича - Захарова Дениса Александровича на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 1 февраля 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
в декабре 2017 года Чуприн В.К. обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просил отменить решение жилищной комиссии УФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю от 23.10 2017 года (протокол N 169) об отказе Чуприну В.К. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилищном помещении; обязать жилищную комиссию УФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю поставить Чуприна В.К. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Исковые требования мотивированы тем, что истец 12.09.2017 года обратился в жилищную комиссию УФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако, решением жилищной комиссии от 23.10.2017 года, которое истцом получено почтой 11.11.2017 года, Чуприну В.К. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п.1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ.
Ранее Чуприн В.К. неоднократно обращался с аналогичными заявлениями в жилищную комиссию УФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю, решениями которой от 28.01.2016 года, 01.06.2017 года и 13.07.2017 года в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении было отказано.
03.11.2017 года истек срок контракта о прохождении Чуприным В.К. военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. Истец в настоящее время жильем не обеспечен и считает незаконным решение ответчика от 23.10.2017 года об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении при наличии указанных ст. 51 ЖК РФ оснований.
Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 1 февраля 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Чуприн В.К, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Указывает, что суд не принял во внимание фактические обстоятельства дела, не проверил доводы истца в полном объеме, не принял во внимание отсутствие у него реальной возможности предоставить выписку из домовой книги и копии финансовых счетов с места жительства за последние пять лет, не дал надлежащую правовую оценку представленным в дело доказательствам.
Также судом не принято во внимание неоднократный отказ со стороны ответчика в принятии истца на жилищный учет по надуманным основаниям.
Кроме того, жилищной комиссией было нарушен срок, в который надлежит довести решение комиссии до истца и принято оспариваемое решение в заочном режиме.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Ответчики участие в судебном заседании Верховного Суда Республики Крым своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, с учетом ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
В соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ, апелляционное производство, как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции; подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.
Заслушав доклад судьи, пояснения Чуприна В.К. его представителя Рада Е.А, поддержавших апелляционную жалобу, проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 ст.327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в органах федеральной службы безопасности.
Согласно п. 1 и п. 5 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 960 от 11 августа 2003 г, Федеральная служба безопасности Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, в состав которой включены территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы, другие органы безопасности, подразделения и организации, необходимые для реализации задач, возложенных федеральным законодательством на органы безопасности.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с абзацами 1, 12 и 13 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее- Закон N 76 - ФЗ)государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона N 76 - ФЗ признание военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений должно осуществляться в соответствии со ст. 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ). Поэтому, если военнослужащий (в том числе, уволенный с военной службы) и члены его семьи отвечают требованиям указанной статьи, то оснований для отказа в признании их нуждающимися в получении жилых помещений при соблюдении положений ст. 54 ЖК РФ не имеется.
Согласно ч. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
В пункте 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 (далее - Правила N 512), закреплено, что признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Подпунктом "г" пункта 3, а также пунктами 4 и 5 Правил N 512 определено, что для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление, к которому, помимо прочего, прилагаются выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления. В случае если по обстоятельствам, не зависящим от военнослужащего, документы, указанные в подпункте "г" пункта 3 настоящих Правил, не могут быть получены, он представляет документы, свидетельствующие о невозможности их получения. В случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченные органы заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил.
В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
В пункте 3 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утверждённых приказом Приказ ФСБ РФ от 24 октября 2011 года N 590 (далее - Правила N 590), также указано, что для признания нуждающимся в жилом помещении, за исключением служебных жилых помещений, и принятия на учет в качестве нуждающегося в таком жилом помещении военнослужащим подается в жилищную комиссию соответствующее заявление, к которому прикладывает выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние пять лет до подачи заявления. Прилагаемые к заявлению копии документов должны быть заверены начальником (заместителем начальника) подразделения кадров органа безопасности. В случае невозможности представления каких-либо документов, предусмотренных настоящим пунктом, военнослужащим подается рапорт с объяснением причин невозможности их представления.
Таким образом, действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки военнослужащего на учет для получения жилья, определение нуждаемости военнослужащего и членов его семьи в жилом помещении и, как следствие, признание за ним права на постановку на учет для получения жилья, осуществляются на основании представленных документов, несоблюдение данных требований дает право жилищной комиссии для отказа в постановке на такой учет.
Буквальное толкование вышеуказанных нормативных правовых актов указывает на то, что жилищная комиссия вправе признать военнослужащего нуждающимся в жилых помещениях в случае непредставления документов в связи с невозможностью из получения военнослужащим по независящим от него причинам при условии уведомления об этом военнослужащим жилищной комиссии путем подачи рапорта с объяснением причин непредставления документов.
Частью 5 ст. 52 ЖК РФ, пунктом 7 Правил N 590 установлено, что по итогам рассмотрения рапорта военнослужащего и приложенных к нему документов в срок тридцать рабочих дней со дня получения указанных в пункте 3 Правил документов жилищная комиссия принимает решение о признании военнослужащего и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении или об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Отказ в принятии военнослужащего и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении производится в случаях, предусмотренных ч.1 ст. 54 ЖК РФ. Решение об отказе в принятии военнослужащего и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении должно содержать причины отказа с обязательной ссылкой на основания, предусмотренные частью 1 статьи 54 ЖК РФ (пункты 9, 10 Правил N 590).
Согласно п.1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
В силу ч.3 ст. 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Как усматривается из имеющихся в материалах дела доказательств, Чуприн В.К. находился на военной службе с 7 ДД.ММ.ГГГГ года и с ДД.ММ.ГГГГ года, которую проходил в УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю. Приказом командира войсковой части "данные изъяты" года N N прапорщик Чуприн В.Н. уволен с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации по подпункту "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"; с ДД.ММ.ГГГГ года исключен из списков личного состава. Выслуга лет на ДД.ММ.ГГГГ года составляет 22 года 6 месяцев 19 дней.
Истец зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по месту пребывания дислокации войсковой части N по адресу: Республика ФИО5, "адрес", б "адрес", дом. N.
Во время прохождения военной службы истец 12.09. 2017 года обратился в жилищную комиссию УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставив следующие документы: паспорта на Чуприна В.К. и ФИО11, свидетельство о заключении брака, справка ОК, решение Белогорского районного суда по делу N,справка с в\ч N, прописка, договор аренды жилого помещения, домовая книга, выписка из ЕГРП, рапорт от ДД.ММ.ГГГГ, справка поселкового совета, паспорт РФ на ФИО12, рапорт, документы права собственности, выписка из протокола N, решение суда N.
Кроме того, Чуприным В.К. по собственной инициативе в жилищную комиссию представлены копия лицевого счета, справки от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Иных документов не предоставлено.
Решением жилищной комиссии от 23.10. 2017 года, оформленным протоколом заседания N, истцу отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях на основании п.1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ в связи с не предоставлением предусмотренных ч.4 ст. 52 ЖК РФ документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.
В частности, истцом предоставлены документы о его проживании по адресу "адрес" только до октября 2012 года и отсутствуют документы за период с 2012 года по 2017 год, т.е за последние пять лет до подачи заявления. Чуприным В.К. в жилищную комиссию не направлялся рапорт либо документы о невозможности получения выписки из домовых книг и копий финансовых лицевых счетов с места жительства за последние пять лет до подачи заявления (л.д. 63-65).
Отсутствие рапорта о невозможности получения вышеперечисленных документов, который в жилищную комиссию не подавался, стороной истца не оспаривалось.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что решением жилищной комиссии УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) Чуприн В.К. признан нуждающимся в служебном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ в "адрес".
Решениями жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ старшему прапорщику Чуприну В.К. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с не предоставлением документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, и документа, свидетельствующего о невозможности получения документов, указанных в пункте 3 Правил N.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что при обращении в жилищную комиссию с заявлением о постановке на жилищный учёт Чуприным В.К. не предоставлены документы, обязанность по предоставлению которых лежит на нём, а также не сообщено о невозможности их предоставления, суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности оспариваемого решения жилищной комиссии, обоснованно отказав в удовлетворении заявленных исковых требований.
Довод истца о том, что жилищная комиссия не уведомила его о необходимости предоставления недостающих документов обоснованно не принят судом во внимание, учитывая общедоступность нормативных актов, регулирующих вопросы обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и перечень необходимых документов для принятия на учет.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ истцом в жилищную комиссию подавался рапорт о невозможности предоставления сведений о наличии (отсутствии) сделок с недвижимостью за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о заочном решении жилищной комиссии без вызова истца и несвоевременном направлении копии оспариваемого решения Чуприну В.К. правильность выводов суда не опровергают и не являются основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Вызов военнослужащего-заявителя и участие его в заседании жилищной комиссии при разрешении спорных вопросов не является обязательным и не предусмотрен Положением о жилищных комиссиях в органах ФИО2 службы безопасности, утвержденных Приказом Директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 1 марта 2012 года N 96 и вышеуказанными Правилами.
Установленный пунктом 11 Правил N 590 срок для выдачи или направления жилищной комиссией военнослужащему надлежаще заверенной выписки из протокола заседания жилищной комиссии - не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения об отказе в принятии военнослужащего и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении - не является пресекательным и в случае его нарушения не может свидетельствовать о незаконности принятого жилищной комиссией решения.
Отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства, правильно применил нормы материального и процессуального права, постановилзаконное и обоснованное решение по существу спора в обжалуемой части, оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела и спор по существу разрешен верно.Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части, не допущено.
Доводы апелляционной жалобы в целом выражают несогласие с оценкой исследованных судом по делу доказательств и не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, направлены на переоценку правильных выводов суда по существу спора и каких-либо новых и существенных для дела фактов, не учтенных судом первой инстанции, не содержат.
Несогласие истца с произведенной судом первой инстанции оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не является основанием для отмены в апелляционном порядке правильного судебного решения.
Учитывая обстоятельства, установленные судебной коллегией в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемого части судебного акта, оснований к удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей судебной палаты по гражданским делам,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 1 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Чуприна Владимира Константиновича - Захарова Дениса Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.