судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи
судей
при секретаре
Кузнецовой Е.А,
Белоусовой В.В,
Сыча М.Ю,
Балаян Л.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района в интересах Романюка Дмитрия Витальевича к Администрации Черноземненского сельского поселения Советского района Республики Крым, Администрации Советского района Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,
по апелляционным жалобам Администрации Советского района Республики Крым, Администрации Черноземненского сельского поселения Советского района Республики Крым на решение Советского районного суда Республики Крым от 13 марта 2018 года,
заслушав доклад судьи Сыча М.Ю. об обстоятельствах дела, содержании обжалуемого решения, апелляционных жалоб, судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
13.02.2018 года прокурор Советского района, действующий в интересах Романюка Д.В, обратился в суд с иском к Администрации Черноземненского сельского поселения Советского района Республики Крым, Администрации Советского района Республики Крым, уточнив который просил возложить обязанность на ответчиков предоставить Романюку Д.В. благоустроенное, применительно к условиям муниципального образования Советского района, жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование искового заявления прокурор Советского района указывал на то, что проведенной проверкой соблюдения жилищных прав ребенка, оставшегося без родительского попечения, - Романюк Д.В, установлено, что у истца умерли оба родителя до достижения им 18 лет, в связи с чем он был направлен в государственное интернатное учреждение на полное государственное обеспечение, за ним было закреплено жилое помещение по адресу: "адрес", которое в последствии было признано непригодным для проживания. Другие пригодные для проживания объекты недвижимости у истца отсутствуют. Постановлением администрации советского района Советского района от 05.12.2017 г. N 713, утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, под N 13, однако в настоящее время жилой площадью не обеспечен, чем нарушены его жилищные права и законные интересы. Указывает на то, что исполнителями мероприятий и получателями субвенций по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений являются органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, к которым согласно ст.9 Закона Республики Крым от 18.12.2014 г. N46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым" относятся администрация Черноземненского сельского поселения Советского района Республики Крым и администрация Советского района Республики Крым.
Решением Советского районного суда Республики Крым от 13 марта 2018 года иск прокурора Советского района удовлетворен.
Возложена обязанность на Администрацию Черноземненского сельского поселения Советского района Республики Крым, Администрацию Советского района Республики Крым, предоставить Романюку Д.В. благоустроенное, применительно к условиям муниципального образования Советского района, жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.
Не согласившись с указанным судебным постановлением, Администрация Советского района Республики Крым, Администрация Черноземненского сельского поселения Советского района Республики Крым принесли апелляционные жалобы, в которых просят решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
Апеллянты в частности указывают на то, что между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и Администрацией Черноземненского сельского поселения Советского района Республики Крым заключено соглашение о предоставлении субвенций из бюджета Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. Однако согласно указанного соглашения, выделенные денежные средства имеют адресной характер. Исполнить требования суда за счет местного бюджета не предоставляется возможным, поскольку Администрация Черноземненского сельского поселения Советского района Республики Крым не наделена такими полномочиями.
Прокурор в судебном заседании коллегии судей возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание коллегии судей не явились, о времени и месте слушанья дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами, материалами дела и требованиями законодательства, а также ст.ст. 56, 67 ГПК РФ.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции допущено не было.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Романюк Д.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" АР Крым, где зарегистрирован по адресу: "адрес".
Из свидетельства о смерти серии 1-АП N, выданного ДД.ММ.ГГГГ (повтороно) следует, что ДД.ММ.ГГГГ умерла Романюк С. И, которая является матерью истца (л.д. 11).
Отец истца - ФИО9 лишен родительских прав на основании решения Советского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-14).
Из свидетельства о смерти серии 1-АП N, выданного ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 умер (л.д. 12).
"адрес"ной государственной администрации N-р от ДД.ММ.ГГГГ истец был направлен в государственное интернатное учреждение (л.д. 15)
Решением исполкома Черноземненского сельского совета "адрес" автономной Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ за Романюком Д.В. была закреплена ? часть жилого помещения по адресу: "адрес" (л.д. 16).
Решением исполкома Черноземненского сельского совета "адрес" автономной Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ Романюк Д.В. был поставлен на учет как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, включен в список лиц, пользующихся право первоочередного получения жилья (л.д. 17).
22 ноября 2015 г. истец обратился с заявлением на имя Главы Администрации Черноземненского сельского поселения Советского района с заявлением о его перерегистрации как лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий и ставших на квартирный учет до 21 марта 2014 г. (л.д. 22).
Решением жилищной комиссии администрации Черноземненского поселения Советского района от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в перерегистрации (л.д. 29).
Постановлением Администрации Черноземненского сельского поселения Советского района Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ Романюк Д.В. снят с учета лиц, нуждающихся в жилом помещении.
Постановлением Администрации Черноземненского сельского поселения Советского района Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ был удовлетворён протест прокурора Советского района, Постановление Администрации Черноземненского сельского поселения Советского района Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ отменено (л.д. 34).
Согласно акту проверки жилищно-бытовых условий жилого помещения по адресу: "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт непригодности жилого помещения для проживания (л.д. 23-24).
Постановлением администрации Советского района Республики Крым N от 05.12.2017г. был утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением в "адрес" Республики Крым, где истец значится под N (л.д. 36).
Из уведомления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о правах Романюк Д.В. на объекты недвижимости (л.д. 35).
Удовлетворяя исковое заявление прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что Романюк Д.В. включен в список детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения на получение социального жилья на территории муниципального образования Советского района Республики Крым и с этого момента у Администрацию Черноземненского сельского поселения Советского района Республики Крым и Администрации Советского района Республики Крым возникла обязанность по предоставлению жилого помещения установленной нормы. Исполнение этой обязанности законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий. Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не являются основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод истца.
С данным выводом соглашается судебная коллегия, по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом п. 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Закона.
При этом, ни ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Отношения, связанные с организацией, приобретением и предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) жилых помещений, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 18.12.2014 г. N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым".
В силу ст. 9 Закона Республики Крым от 18.12.2014 г. N 46-ЗРК/2014 органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона Республики Крым от 18.12.2014 г. N 46-ЗРК/2014 список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с п. 1 ст. 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Республики Крым от 18.12.2014 г. N 46-ЗРК/2014 жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения на одного ребенка - сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По смыслу приведенных выше правовых норм отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Однако, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возложении на Администрацию Черноземненского сельского поселения Советского района Республики Крым, Администрацию Советского района Республики Крым, обязанности обеспечить Романюк Д.В. жильем специализированного жилого помещения.
Ссылка в апелляционной жалобе Администрации Черноземненского сельского поселения на отсутствие полномочий по исполнению решения суда в части возложенных на нее обязанностей по предоставлению Романюку Д.В. благоустроенного, применительно к условиям муниципального образования Советского района, жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений не может служить основанием для отмены решения суда.
Так, федеральный законодатель определил, что круг компетентных органов по предоставлению жилыми помещениями данной категории граждан, обеспечения возможности осуществления ними такого права, может устанавливаться законом субъекта Российской Федерации.
Закон Республики Крым от 18.12.2014 г. N46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым" в редакции, действующей на момент вынесения решения суда первой инстанции, возлагал полномочия по обеспечению жильем указанной категории лиц на сельские поселения.
С 26.04.2018 года редакция Закона Республики Крым N 46-ЗРК/2014 была изменена, полномочия сельских поселений по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оставлены лишь в части формирования Списка.
При таких обстоятельствах, несмотря на возложенную на Администрацию Черноземненского сельского поселения решением суда обязанность по предоставлению Романюку Д.В. благоустроенного жилого помещения, в порядке исполнения может быть решен вопрос об исключении названной администрации из числа должников, в случае формирования ею Списка в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона Республики Крым N 46-ЗРК/2014.
Довод апелляционной жалобы о том, что основная ответственность за решение жилищных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, возлагается на органы государственной власти и в отсутствие финансирования Администрация муниципального образования не имеет возможности предоставить жилое помещение, не являются основанием к отмене судебных постановлений, поскольку обязанность по предоставлению жилого помещения лежит на муниципальном образовании. Реализация же этой обязанности, связанная с взаимоотношениями муниципального образования и органами власти субъекта Российской Федерации, в том числе, по поводу финансирования, на объем прав истца не влияет, поскольку права детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, а также лиц из их числа, не ставятся законом в зависимость от наличия соответствующего финансирования, а также от выполнения взаимных обязательств органов государственной власти и местного самоуправления.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, были предметом оценки, которая не противоречит требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат указания на обстоятельства, которые в силу ст. 330 ГПК РФ могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, а поэтому проверенное по доводам апелляционной жалобы решение суда, судебная коллегия признает законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
При таком положении, согласно пункту 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменений, а апелляционная жалоба оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда Республики Крым от 13 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Советского района Республики Крым, Администрации Черноземненского сельского поселения Советского района Республики Крым без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.