Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи:
Сокола В.С,
судей:
Подлесной И.А, Пономаренко А.В.
при секретаре:
Марушко В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрация г. Ялты Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 01 марта 2018 года, принятое по гражданскому делу по исковому заявлению и.о. заместителя прокурора г. Ялты, действующего в интересах Кузнецова Юрия Викторовича к Администрации г. Ялты Республики Крым о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений,
УСТАНОВИЛА:
16 января 2018 года и.о. прокурора г. Ялты обратился к Администрации г. Ялта Республики Крым (далее - Администрация г. Ялта) в котором просил возложить на ответчика обязанность по предоставлению Кузнецову Ю.В. благоустроенного применительно к муниципальному образованию городской округ Ялта жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.
Требования мотивированы тем, что в результате проверки проведенной прокуратурой города по факту соблюдения жилищных прав Кузнецова Ю.В. установлено, что с 1 мая 1967 года рождения с1978 года по 1982 год Кузнецов Ю.В. обучался в Житомирской школе-интернате для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки; в соответствии с решением исполнительного комитета Ялтинского городского совета народных депутатов Крымской области от 28 декабря 1990 года N 700 Кузнецов Ю.В. принят на квартирный учет как ребенок сирота. Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 1 ноября 2017 года установлен факт нахождения Кузнецова Ю.В. без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, а именно со дня рождения и до достижения совершеннолетия. Недвижимое имущество на праве собственности в г. Ялта и курортных поселках за Кузнецовым Ю.В. не зарегистрировано. До настоящего времени Кузнецов Ю.В. жилой площадью Администрацией г. Ялта не обеспечен, чем грубо нарушены его жилищные права и законные интересы.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 01 марта 2018 года иск удовлетворен.
На Администрацию г. Ялты Республики Крым возложена обязанность предоставить Кузнецову Ю.В. благоустроенное применительно к муниципальному образованию городской округ Ялта жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений в г. Ялта Республики Крым площадью не менее 25 кв. м.
В апелляционной жалобе Администрация г. Ялты просит отменит решение, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что судом дана ненадлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела, неверно установлены юридически значимые обстоятельства. В частности указывает, что судом при постановке решения не учтено, что обеспечение детей-сирот и детей оставшимся без попечения родителей, жилыми помещениями осуществляется за счет средств субвенций бюджета муниципального образования городской округ Ялта; субвенции в бюджет муниципального образования осуществляется на основании соглашения заключенного между муниципальным образованием и Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым; такие соглашения на 2018 года не заключались, ввиду чего отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска.
Возражения на апелляционную жалобу не поступило.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Разрешая спор и возлагая обязанность по предоставлению жилого помещения Кузнецову Ю.В. на администрацию г. Ялты Республики Крым, суд первой инстанции исходил из требований статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Республики Крым от 18.12.2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым" и обоснованно сделал вывод о том, что обязанность по предоставлению истцу, который является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен в соответствии с законом жилым помещением, должна быть возложена на администрацию г. Ялты Республики Крым.
При этом, установив, что Кузнецов Ю.В. органом местного самоуправления г. Ялты включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, его право на предоставление жилого помещения не оспорено, однако по достижению Кузнецовым Ю.В. 18-летнего возраста жилье им не получено, то с учетом положений Закона N 46-ЗРК/2015 исковые требования о предоставлении жилого помещения, предъявленные к надлежащему ответчику и подлежат удовлетворению.
Учитывая, что в настоящее время право Кузнецова Ю.В. на предоставление жилого помещения не реализовано, последнее может быть восстановлено только путем предоставления ему жилого помещения по договору найма.
Основания и мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, а также обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, подробно приведены в мотивировочной части решения, и оснований считать их неправильными не имеется.
Согласно пунктам 1, 9 статьи 8 Федерального закона N159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п. 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" (далее - Закон N46-ЗРК/2014) в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом N159-ФЗ, путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N46-ЗРК/2014 список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом N159-ФЗ и Законом N46-ЗРК/2014, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 указанного Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 8 Закона N 46-ЗРК/2015 жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из положений ст. 9 Закона N 46-ЗРК/2015 полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы от органов исполнительной власти Республики Крым органам местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления городских округов наделены следующими полномочиями: по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
При этом отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Из материалов дела следует, что согласно справки Житомирской школе-интерната от 12 ноября 1990 года Кузнецов Ю.В. с 1978 года по 1982 год обучался в Житомирской школе-интернате для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки и окончил восемь классов, как сирота был на полном государственной обеспечении.
Решением исполнительного комитета Ялтинского городского совета народных депутатов Крымской области от 28 декабря 1990 года N 700 Кузнецов Ю.В. принят на квартирный учет как ребенок сирота.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 1 ноября 2017 года установлен факт нахождения Кузнецова Ю.В. без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, а именно со дня рождения и до достижения совершеннолетия.
По сведениям Муниципального унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации" муниципального образования городской округ Ялта от 19 апреля 2017 года по состоянию на 1 января 2013 года за Кузнецовым Ю.В. недвижимое имущество на праве собственности в г. Ялта и курортных поселках не зарегистрировано.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у Кузнецова Ю.В. как лица из числа детей-сирот, состоящих на учете в Администрации г. Ялты Республики Крым, права на получение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N159-ФЗ).
Однако, до настоящего времени жилое помещение Кузнецову Ю.В. не предоставлено, денежные средства на приобретение иного жилого помещения не выделялись. Указанные обстоятельства дела подтверждены в судебном заседании исследованными доказательствами и сторонами не оспариваются.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства заключения администрацией города Ялты с Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым, соглашения о предоставлении субвенций бюджета муниципальных образований из бюджета Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, на предоставление жилья Кузнецову Ю.В.
Заявки администрацией города Ялты на перечисление субвенций из бюджета Республики Крым бюджету администрации г. Ялты в Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым не подавались.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований, предъявляемых к администрации города Ялты Республики Крым и возложении обязанности предоставить истца благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
При этом, согласно статье 11 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 данного Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и данным Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.
Субвенции, указанные в частях 2 и 3 данной статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.
Советом министров Республики Крым принято постановление от 27.07.2016 года N 359, которым утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений" (далее - Порядок).
Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 5 Порядка).
При этом п. 6 данного Порядка установлены условия предоставления субвенций, наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым. Минимальный объем указанных ассигнований определяется в порядке, установленном пунктом 4 настоящих Правил.
Условия предоставления субвенций, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, должны быть исполнены органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объеме до даты заключения соглашения о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией муниципального образования. Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым. Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым (п. 7, 8, 9 данного Порядка).
Соглашение о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией муниципального образования на обеспечение Кузнецова Ю.В.жилым помещением не заключалось, заявка на перечисление субвенций из бюджета Республики бюджету муниципального образования не подавалась.
При этом такое соглашения о предоставлении субвенции, в соответствии с Порядком расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.07.2016 года N 359, могло быть заключено лишь при наличии в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым и выполнении органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объеме условий предоставления субвенций, установленных пунктом 6 настоящего Порядка.
Из указанных правовых норм следует, что жилые помещения детям-сиротам должны быть приобретены за счет средств, предусмотренных на указанные цели законом о бюджете субъекта на соответствующий финансовый год, объем которых рассчитан на основании закона.
Каких-либо норм, отменяющих или изменяющих механизм финансирования субъектами Российской Федерации и осуществления субъектом государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам специализированного найма органами местного самоуправления, либо возлагающий дополнительную обязанность на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, действующее законодательство не содержит, что исключает правовые основания для удовлетворения заявленных требований к Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым и Совету министров Республики Крым.
Ответчиком доказательств свидетельствующих, о принятии всех возможных мер по обеспечению Кузнецова Ю.В. жилым помещением в материалы дела не предоставлено, кроме того Администрация г. Ялты в доводах апелляционной жалобы указывает, что соглашение на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений с Министерством образования, науки и молодежи РК не заключалось, в то время как положения Порядка ставят в прямую зависимость заключение такого соглашения от соответствующих действий предусмотренных п. 6 приведённого НПА, муниципального образования.
Доводы апелляционной жалобы, о невозможности обеспечения Кузнецова Ю.В. жилым помещением при отсутствии субвенций из бюджета Республики Крым, не могут быть приняты во внимание, так как вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления; то обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств бюджета субъекта, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение их жилыми помещениями органами местного самоуправления, а также для уклонения данных органов от реализации гарантированного детям-сиротам и лицам из их числа права на жилищное обеспечение.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 01 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрация г. Ялты Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.