Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего - судьи:
Аврамиди Т.С,
судей:
Рошка М.В, Хмарук Н.С,
при секретаре:
Минасян Д.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рошка М.В. гражданское дело по иску Джанкойского межрайонного прокурора Республики Крым в интересах Попович Юлии Алексеевны к администрации Заречненского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым, администрации Джанкойского района Республики Крым третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Совет министров Республики Крым, о понуждении предоставить благоустроенное жилье, по апелляционной жалобе администрации Заречненского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 20 марта 2018 года,
установила:
22 декабря 2017 года прокурор в интересах Попович Ю.А. обратился в суд с иском, в котором указывает, что истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, лишенных родительского попечения, с 05.05.2016 года состоит в администрации Заречненского сельского поселения на учете лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, достигла совершеннолетия, но до настоящего времени благоустроенным жильем не обеспечена. Поскольку обязанность по предоставлению жилья возложена на орган местного самоуправления. На основании изложенного прокурор просит обязать администрацию Заречненского сельского поселения предоставить Попович Ю.А. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение площадью не менее 25 кв.м.
Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от 20 марта 2018 года удовлетворены полностью.
Обязано администрацию Заречненского сельского поселения Джанкойского района РК предоставить Попович Юлии Алексеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального Заречненского сельского поселения Джанкойского района РК, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения.
Не согласившись с решением суда, администрация Заречненского сельского поселения Джанкойского района РК подала апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения об отказе в иске.
В соответствии с определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 05 июня 2018 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, а также привлечена в качестве ответчика по делу администрация Джанкойского района Республики Крым.
От представителя Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав судью-докладчика, заслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании решения Феодосийского городского суда АР Крым от 9 ноября 2004 года Попович Елена Анатольевна лишена родительских прав в отношении Попович Юлии Алексеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Сведения об отце истца в запись акта о её рождении внесены на основании заявления матери.
Распоряжениями Джанкойской и Красногвардейской районных государственных администраций АР Крым от 10.01.2005 года и 13.12.2010 года Попович Ю.А. была определена в интернатное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения на полное государственное обеспечение. На исполком Заречненского сельского совета возложена обязанность предоставить жилье Попович Ю.А. по достижению ею совершеннолетия в "адрес".
Постановлением администрации Заречненского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым N от 05.05.2016 Попович Ю.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
11.06.2015 года приказом администрации Джанкойского района Республики Крым Попович Ю.А. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
20.05.2016 года Попович Ю.А. окончила ГБПОУ РК "Прудовский аграрный техникум", ей присвоена квалификация "повар, кондитер".
С 10.10.2012 года истец зарегистрирована в общежитии техникума, в котором обучалась, по адресу: "адрес".
Фактически проживает с малолетним сыном Мартынес И.Э, 2014 года рождения, в "адрес" в "адрес", принадлежащей в равных долях Семенко А.Р. и Семенко Н.В. Попович Ю.А. собственного жилья не имеет.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие ненадлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.
Согласно п.4 ч. 1 ст. 9 Закона Республики Крым от 18.12.2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым", органы местного самоуправления муниципальных образований наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В силу пункта 7 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с пунктом 6 данной статьи срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Статьей 8 Закона Республики Крым от 18.12.2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым", жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федеральным законом от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 9 Закона Республики Крым от 18.12.2014 года. N 46- ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым", органы местного самоуправления муниципальных образований наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Предоставление жилья детям-сиротам осуществляется по спискам, указанные граждане не входят в общую очередь лиц, нуждающихся в жилом помещении и лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья.
Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в рамках реализации которого принят Закон Республики Крым от 18.12.2014 г. N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым", на Администрацию города Красноперекопска Республики Крым, как орган местного самоуправления, возложена обязанность, и она наделена полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Попович Ю.А. поставлена на квартирный учет как ребенок-сирота и включена в список граждан, пользующихся правом внеочередного получения жилых помещений, с учета не снята, и соответственно, у нее возникло право требования надлежащего исполнения возложенных законом на администрацию обязанностей.
Действующее законодательство не ставит исполнение возложенных на администрацию законодательством Российской Федерации, а также Законом Республики Крым от 18.12.2014 г. N 46-ЗРК/2014 обязанностей в зависимость от наличия у муниципального образования финансовых средств.
Как усматривается из материалов дела, Джанкойской межрайонной прокуратурой Республики Крым и Попович Ю.А. подано ходатайство об отказе от исковых требований к администрации Заречненского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым о предоставлении Попович Ю.А. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма специализированных жилых помещений.
Согласно положениям ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска. Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Частью 3 ст. 173 ГПК РФ предусмотрено, что при отказе истца от иска и принятии его судом или утверждении мирового соглашения сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу.
Согласно абз. 4 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
Поскольку отказ Джанкойской межрайонной прокуратурой Республики Крым и Попович Ю.А. от исковых требований к администрации Заречненского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым выражен в письменном заявлении, такой отказ не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
определила:
Решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 20 марта 2018 года отменить.
Принять отказ Джанкойского межрайонного прокурора Республики Крым и Попович Юлии Алексеевны в части исковых требований к администрации Заречненского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым производство по делу в данной части прекратить.
Исковые требования к администрации Джанкойского района Республики Крым удовлетворить.
Обязать администрацию Джанкойского района РК предоставить Попович Юлии Алексеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Джанкойского района РК, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.