судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Авериной Е.Г,
судей: Синани А.М,
Пономаренко А.В,
при секретаре Гамуровой М.А,
с участием истца Долгих Т.П,
представителя ответчика Заверзиной Н.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Долгих Татьяны Петровны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фона Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым о признании решения незаконным, понуждении совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фона Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым на решение Судакского городского суда Республики Крым от 12 апреля 2018 года,
установила:
в январе 2018 года Долгих Т.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фона Российской Федерации в г..Судаке Республики Крым о признании решения незаконным, понуждении совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного Фонда России в г..Судаке РК за перерасчетом размера страховой пенсии с учетом периода по уходу за детьми, однако ГУ УПФ России в г..Судаке РК отказало в перерасчете размера пенсии, поскольку не приняло свидетельство о рождении ее дочери Долгих К.А. в связи с тем, что печать органа ЗАГС прочесть не представляется возможным. Также ГУ УПФ России в г..Судаке РК сообщило, что решение о включении в стаж периода ухода за ребенком в соответствии с Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики о применении Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011 года принимает Эстонская Республика.
Более того ГУ УПФ России в г..Судаке РК сообщило, что истцу уменьшен размер страховой пенсии поскольку при назначении пенсии по заявлению от 16 мая 2010 года в рамках правового поля Украины, период деятельности с 10.08.1982 г..по 14.03.1985 г..(2 года 7 месяцев 5 дней), с 15.03.1985 г..по 14.11.1986 г..(1 год 8 месяцев 0 дней), с 17.11.1986 г..по 29.05.1992 г..(05 лет 06 месяцев 13 дней) в Эстонской Республике ошибочно зачтен в общий трудовой стаж (стаж составлял 33 года 2 месяца 7 дней). В ноябре 2016 года проведена проверка пенсионного дела Долгих Т.П, в результате которой ГУ УПФ России в г..Судаке РК исключен из страхового стажа период трудовой деятельности Долгих Т.П. в Эстонской ССР с 10.08.1982 года по 29.05.1992 года, что составляет 9 лет 09 месяцев 18 дней, при этом ГУ УПФ России в г..Судаке РК исключен стаж работы с 15.03.1985 г..по 14.11.1986 г..в Таллиннском УКП Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта, который является российским ВУЗом.
Просила признать незаконным решение, вынесенное Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Судаке Республики Крым об исключении из страхового стажа периодов ее трудовой деятельности: с 01.09.1976 г..по 01.08.1982 г..(4 года 11 месяцев 0 дней) - обучение в Белорусском институте инженеров железнодорожного транспорта; с 10.08.1982 г..по 14.03.1985 г..(2 года 7 месяцев 5 дней) в должности дорожного мастера ПМС-89; с 15.03.1985 г..по 14.11.1986 г..(1 год 8 месяцев 0 дней) в должности заведующей Таллиннским УКП ЛИИЖТа; с 17.11.1986 г..по 01.01.1991 г..(4 года 1 месяц 16 дней) в должности инженера 1-й категории 1-й группы отдела пути и гражданских сооружений Эстонского отделения Прибалтийской железной дороги, общей продолжительностью 13 лет 03 месяцев 21 день, и уменьшение размера пенсии Долгих Т.П, рассчитанной по законодательству Российской Федерации; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г..Судаке Республики Крым включить Долгих Т.П. в общий трудовой стаж периоды ее трудовой деятельности: с 01.09.1976 г..по 01.08.1982 г..(4 года 11 месяцев 0 дней) - обучение в Белорусском институте инженеров железнодорожного транспорта; с 10.08.1982 г..по 14.03.1985 г..(2 года 7 месяцев 5 дней) в должности дорожного мастера ПМС-89; с 15.03.1985 г..по 14.11.1986 г..(1 год 8 месяцев 0 дней) в должности заведующей Таллиннским УКП ЛИИЖТа; с 17.11.1986 г..по 01.01.1991 г..(4 года 1 месяц 16 дней) в должности инженера 1-й категории 1-й группы отдела пути и гражданских сооружений Эстонского отделения Прибалтийской железной дороги общей продолжительностью 13 лет 03 месяцев 21 день; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Судаке Республики Крым включить в общий трудовой стаж указанные периоды работы, общей продолжительностью 13 лет 03 месяцев 21 день и учесть при определении стажевого коэффициента, учитываемого при расчете размера трудовой пенсии, при оценке пенсионных прав путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал в целях
определения суммы валоризации, и произвести перерасчет пенсии с марта 2014 г..; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Судаке Республики Крым включить Долгих Т.П. в трудовой страховой стаж период ухода за детьми: дочери - Долгих К.А, 29.05.1989 года рождения; дочери - Долгих Д.А, 27.04.1983 года рождения, до достижения ими возраста полутора лет, в соответствии со ст. 11 и ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Судаке Республики Крым произвести перерасчет пенсии с учетом периода по уходу за детьми с января 2015 г..и выплатить ей задолженность, образовавшуюся с ноября 2016 года.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 12 апреля 2018 года исковые требования Долгих Т.П. удовлетворены частично. Признано незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Судаке Республики Крым об исключении из страхового стажа периодов трудовой деятельности Долгих Т.П.: с 10.08.1982 г..по 14.03.1985 г..(2 года 7 месяцев 5 дней) в должности дорожного мастера ПМС-89; с 15.03.1985 г..по 14.11.1986 г..(1 год 8 месяцев 0 дней) в должности заведующей Таллиннским УКП ЛИИЖТа; с 17.11.1986 г..по 01.01.1991 г..(4 года 1 месяц 16 дней) в должности инженера 1-й категории 1-й группы отдела пути и гражданских сооружений Эстонского отделения Прибалтийской железной дороги, общей продолжительностью 08 лет 04 месяца 20 дней, и по уменьшению размера пенсии Долгих Т.П, рассчитанной по законодательству Российской Федерации. Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Судаке Республики Крым обязано включить Долгих Т.П, в общий трудовой стаж периоды ее трудовой деятельности: с 10.08.1982 г..по 14.03.1985 г..(2 года 7 месяцев 5 дней) в должности дорожного мастера ПМС-89; с 15.03.1985 г..по 14.11.1986 г..(1 год 8 месяцев 0 дней) в должности заведующей Таллиннским УКП ЛИИЖТа; с 17.11.1986 г..по 01.01.1991 г..(4 года 1 месяц 16 дней) в должности инженера 1-й категории 1-й группы отдела пути и гражданских сооружений Эстонского отделения Прибалтийской железной дороги общей продолжительностью 08 лет 04 месяца 20 дней.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Судаке Республики Крым обязано включить в общий трудовой стаж указанные периоды работы, общей продолжительностью 08 лет 04месяца 20 дней, и учесть при определении стажевого коэффициента, учитываемого при расчете размера трудовой пенсии, при оценке пенсионных прав путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал в целях определения суммы валоризации, и произвести перерасчет пенсии с марта 2014 г..Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Судаке Республики Крым обязано включить Долгих Т.П, в трудовой страховое стаж период ухода за детьми: дочери - Долгих К.А, 29.05.1989 года рождения; дочери - Долгих Д.А, 27.04.1983 года рождения, до достижения ими возраста полутора лет, в соответствии со ст. 11 и ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Также Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Судаке Республики Крым обязано произвести перерасчет пенсии с учетом периода по уходу за детьми с января 2015 года и выплатить ей задолженность, образовавшуюся с ноября 2016 года. В остальной части исковых требований отказано.
В обоснование апелляционной жалобы Государственное учреждение - Управление Пенсионного фона Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе Долгих Т.П. в удовлетворении иска. Указывает, что в ответ на запрос Департамент социального страхования Эстонской Республики сообщил, что нормы Договора от 14.07.2011 года на Долгих Т.П. не распространяются, так как Республики Крым считается не признанной территорией Российской Федерации. Право на получение пенсии по возрасту, по законодательству Эстонской Республики, имеет лицо, достигшее 63 летнего возраста. Начиная с 01.01.2017 года лица, рожденные в 1959 году, имеют право на получение пенсии в возрасте 64 года 06 месяцев. Также не возможно включить в страховой стаж истца период ухода за детьми, так как в свидетельстве о рождении Долгих К.А. печать органа ЗАГСа не читаема. Спорные периоды с момента назначения пенсии Долгих Т.П. по 31.12.2014 года учтены в стаж.
В возражениях на апелляционную жалобу Долгих Т.П. просит решение Судакского городского суда Республики Крым от 12 апреля 2018 года оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, а также материалы выплатного дела N 118900/05-20 (0506468708), заслушав пояснения представителя ответчика, поддержавшей апелляционную жалобу и пояснения истца, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судом установлено, что Долгих Т.П. является получателем пенсии с 2010 года.
В октябре 2016 года Долгих Т.П. обратилась в Пенсионный фонд РК в г. Судаке по вопросу перерасчета пенсии с учетом периода по уходу за детьми.
В ноябре 2016 года по результатам проверки пенсионного дела Долгих Т.П. территориальным отделом Пенсионного фонда Российской Федерации исключен из страхового стажа период трудовой деятельности в Эстонской ССР с 10.08.1982 года по 29 мая 1992 года, в виду того, что данный стаж был ошибочно зачтен в общий трудовой стаж.
07 августа 2017 года на обращение Долгих Т.П. о принятии документов на перерасчет пенсии с учетом увеличения периода по уходу за детьми, ГУ УПФ РФ в г. Судаке РК сообщило, что в свидетельстве о рождении дочери истца - Долгих К.А. печать органа ЗАГСа прочесть не представляется возможным. Кроме того решение о включении в стаж периода ухода за ребенком в соответствии с Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики о применении Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года принимает Эстонская Республика, из чего следует, что указанный документ, не может быть принят Управлением для осуществления перерасчета страховой пенсии по старости.
Согласно трудовой книжке, 10 августа 1982 года Долгих Т.П. принята дорожным мастером Путевой машинной станции N 89; 14 марта 1985 года уволена переводом для дальнейшей работы в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта; 15 марта 1985 года принята на должность заведующей Таллиннским УКП ЛИИЖТА по переводу из Путевой машинной станции N 89 Эстонского отделения Прибалтийской железной дороги, по соглашению между руководителями; 14 ноября 1986 года уволена по переводу на Эстонское отделение Прибалтийской железной дороги по соглашению между руководителями; 17 ноября 1986 года принята по переводу главным механиком отдела пути и гражданских сооружений в Эстонское отделение Прибалтийской ордена Октябрьской революции железной дороги; 01 декабря 1986 года переведена инженером 1 категории 1 группы отдела пути и гражданских сооружений; 29 мая 1992 года уволена по собственному желанию.
Частично удовлетворяя исковые требования Долгих Т.П, суд первой инстанции исходил из того, что 14 июля 2011 г. между Российской Федерацией и Эстонской Республикой заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее также - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 г. N 1-ФЗ, вступивший в силу с апреля 2012 г. (временно применялся с 16 октября 2011 г.).
Данный Договор применяется к лицам, проживающим на территория Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статье г 2 настоящего Договора.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Договора, при назначении пенсии в соответствие: с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР.
В силу п. 3 ст. 5 Договора, если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территории обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.
В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав, граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения", для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии с п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
В соответствии с законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", вступившим в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком не включается в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (статья 167 КЗоТ РФ).
В п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по возрасту.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.
При назначении пенсии в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Эстонской Республикой от 14 июля 2011 года учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (пункты 1, 2 статьи 5 Договора).
В подтверждение периода работы Долгих Т.П. представила справку N18-7- 5.12/4336 от 06 августа 2009 года о подтверждении трудового стажа за период работы на Путевой машинной станции N 89 с 10 августа 1982 года по 14 марта 1985 года.
Согласно приказу N117/ал от 20 марта 1985 года Долгих Т.П. с 15 марта 1985 года принята постоянно на должность заведующей Таллиннским УКП ЛИИЖТа по переводу из Путевой машинной станции N 89 Эстонского отделения Прибалтийской железной дороги по согласованию между руководителями. Приказом N 565/АЛ от 12 ноября 1986 года Долгих Т.П. уволена.
Указанные периоды работы подтверждаются трудовой книжкой истца.
Согласно свидетельству о рождении серии III-ЛА N 339710 от 23.06.1989 года, выданному отделом ЗАГС ЭССР Исполкома СНД г. Таллинна, Долгих К.А, 29.05.1989 года рождения является дочерью Долгих Т.П.
Согласно свидетельству о рождении серии II-АП N 444936 от 03.05.1983 года, выданному Судакским райотделом ЗАГС Крымской области, Долгих Д.А, 27.04.1983 года рождения, является дочерью Долгих Т.П.
Имеющиеся в материалах выплатного дела копии указанных свидетельств о рождении заверены представителем Пенсионного фонда Украины, принимавшем решение о назначении Долгих Т.П. пенсии в период пребывания Республики Крым в составе Украины. Кроме того, на основании свидетельства о рождении серии III-ЛА N 339710 от 23.06.1989 года Долгих К.А. получала паспорта гражданина Украины и гражданина РФ.
Таким образом довод апелляционной жалобы о том, что в свидетельстве о рождении Долгих К.А. не читается печать органа ЗАГСа, не может служить основанием для отказа в перерасчете страховой пенсии по возрасту истца.
Коллегия судей соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в соответствии с действующим законодательством и международными правовыми актами истец имеет право на перерасчет пенсии с учетом включения в трудовой стаж периода ее трудовой деятельности на территории Эстонской ССР, а также включения в трудовой стаж периода ухода за детьми.
Доводы апелляционной жалобы, что стаж работы Долгих Т.П. в Эстонской ССР с 10 августа 1982 года по 29 мая 1992 года не может быть учтен в соответствии с законодательством Российской Федерации, противоречат требованиям части 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и статье 4 Закона N 208-ФЗ.
Все обстоятельства дела проверены судом с достаточной полнотой, выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании ответчиком норм материального права, по существу повторяют его позицию, изложенную в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
В то же время, частью 1 статьи 98 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
При обращении Долгих Т.П. в суд с иском, ею оплачено 300 рублей государственной пошлины, которые подлежат взысканию в ее пользу с ответчика.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ предусмотрено, что по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для организаций - 6000 рублей.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы подлежит оплате 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Однако, при апелляционном обжаловании решения Судакского городского суда Республики Крым от 12 апреля 2018 года Государственным учреждением - Управление Пенсионного фона Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым государственная пошлина в установленном размере не оплачена, в связи с чем подлежит взысканию в доход местного бюджета муниципального образования г. Симферополь.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
определила:
решение Судакского городского суда Республики Крым от 12 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фона Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым без удовлетворения.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фона Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым в пользу Долгих Татьяны Петровны 300 рублей судебных расходов и 3000 рублей государственной пошлины в доход местного бюджета муниципального образования г. Симферополь.
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.