судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Лозового С.В,
судей - Гоцкалюк В.Д, Чистяковой Т.И,
при секретаре - Садыховой К.С,
с участием прокурора - Бирюк Д.Ю,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Раздольненского района Республики Крым в интересах Борисова С.А. к Администрации Раздольненского района Республики Крым, третьи лица - Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Ковыльновский сельский совет Раздольненского района Республики Крым, Администрация Ковыльновского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым, об обеспечении лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением,
по апелляционной жалобе Администрации Раздольненского района Республики Крым на решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 20 марта 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
В январе 2018 года прокурор Раздольненского района Республики Крым в интересах Борисова С.А. обратился в суд с иском к Администрации Раздольненского района Республики Крым, третьи лица - Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Ковыльновский сельский совет Раздольненского района Республики Крым, Администрация Ковыльновского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым, об обеспечении лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением.
Исковые требования мотивирует тем, что Борисов С.А, является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список на получение внеочередного жилья. Прокуратурой проведена проверка и установлено, что на сегодняшний день жильё Борисову С.А. не предоставлено. В связи с чем, просит обязать Администрацию Раздольненского района предоставить Борисову С.А, благоустроенное жилье.
В судебное заседание Прокурор Раздольненского района явился, поддержал заявленные требования в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Борисов С.А. в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика ? Администрации Раздольненского района, в судебном заседании против удовлетворения иска прокурора возражала.
Решением Раздольненского районного суда Республики Крым от 20 марта 2018 года иск удовлетворен. Постановлено: "Обязать Администрацию Раздольненского района Республики Крым предоставить Борисову С.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное, применительно к условиям муниципального образования Раздольненского района, жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений."
Не согласившись с указанным решением, Администрация Раздольненского района Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое, которым отказать в удовлетворении иска в полном объёме, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушение судом норм материального и процессуального права.
В возражениях, поданных на апелляционную жалобу, прокурор Раздольненского района Республики Крым - Шмелёв Д.Н, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Пересматривая дело, судебная коллегия действует в соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценивает имеющиеся в деле доказательства.
Представители ответчиков извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем на основании статей 167 (часть 3), 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав судью-докладчика, пояснения прокурора, Борисова С.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Так, из материалов дела следует, что Борисов С.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", Автономной Республики Крым, в графе мать указана ФИО2, в графе отец указан ФИО3 ( л.д.18).
Решением Раздольненского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, по делу N г, мать Борисова С.А. лишена в отношении сына родительских прав.(л.д.19)
Согласно копии решения Ковыльновского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ N Борисов С.А. ДД.ММ.ГГГГ г, поставлен на льготную очередь.(л.д.21)
Решением Ковыльновского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ, N, Борисов С.А. внесен в списки на получение жилья ребенка, лишенного родительского попечения.
Решением Ковыльновского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ, N решение исполнительного комитета Ковыльновского сельского совета N от ДД.ММ.ГГГГ изложено в новой редакции, Борисов С.А. внесен в списки на получение жилья ребенка, лишенного родительского попечения по достижению им 16 летнего возраста.(л.д.22)
Решением Ковыльновского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ, N, Борисов С.А. поставлен на льготную очередность Ковыльновского сельского совета.(л.д.23)
Постановлением Администрации Ковыльновского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым N 183 от 17.11.2016 года, Борисов С.А, включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.(л.д.24)
Постановлением Администрации Раздольненского района Республики Крым от 26.12.2017г N585 утвержден уточненный сводный список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств бюджета Республики Крым в Раздольненском районе Республики Крым. (л.д.26)
Из приведенного выше следует, что Борисов С.А. является лицом, из числа детей-сирот, состоящих на квартирном учете в Администрации Раздольненского района Республики Крым и пользующимся правом на получение жилого помещения, на него распространяется действие Федерального закона РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пунктам 1, 9 статьи 8 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно пп. 8 части 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст.98.1 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014г. N46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Закона Республики Крым список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения от 22 марта 2012 года N 509-О-О, от 25 февраля 2013 года N 192-О и др.).
При этом законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Федеральный законодатель в Федеральном законе от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" одновременно с упразднением с 1 января 2013 года прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма предусмотрел - расширив при этом основания предоставления жилья - предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно статье 11 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 данного Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и данным Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.
Субвенции, указанные в частях 2 и 3 данной статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.
Советом министров Республики Крым принято постановление от 27.07.2016 N359, которым утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений" (далее - Порядок).
Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 5 Порядка).
При этом, п. 6 данного Порядка устанавливает условия предоставления субвенций, наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым. Минимальный объем указанных ассигнований определяется в порядке, установленном пунктом 4 настоящих Правил.
Условия предоставления субвенций, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, должны быть исполнены органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объеме до даты заключения соглашения о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией муниципального образования. Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым. Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым (п. 7, 8, 9 данного Порядка).
Соглашение о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией муниципального образования на обеспечение Борисова С.А. жилым помещением не заключалось, заявка на перечисление субвенций из бюджета Республики бюджету муниципального образования не подавалась.
При этом, такое соглашение о предоставлении субвенции, в соответствии с Порядком расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.07.2016 N359, могло быть заключено лишь при наличии в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым и выполнении органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объеме условий предоставления субвенций, установленные пунктом 6 настоящего Порядка.
Из указанных правовых норм следует, что жилые помещения детям-сиротам должны быть приобретены за счет средств, предусмотренных на указанные цели законом о бюджете субъекта на соответствующий финансовый год, объем которых рассчитан на основании закона.
Каких-либо норм, отменяющих или изменяющих механизм финансирования субъектами Российской Федерации и осуществления субъектом государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам специализированного найма органами местного самоуправления, либо возлагающий дополнительную обязанность на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, действующее законодательство не содержит.
Установив вышеизложенные обстоятельства, применив к сложившимся правоотношениям сторон вышеуказанные нормы права, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Борисов С.А. имеет право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, возложив обязанность по предоставлению указанного жилого помещения на Администрацию Раздольненского района Республики Крым.
Основания и мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, а также обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, подробно приведены в мотивировочной части решения, и оснований считать их неправильными не имеется, поскольку выводы суда являются в должной степени мотивированными, основанными на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела, собранных по делу доказательств, верном применении и правильном толковании норм материального и процессуального закона; соответствуют требованиям ст. 67 ГПК РФ и доводами жалобы не опровергаются.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, не содержат фактов, которые не были проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность решения.
Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено. Решение суда отвечает требованиям ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ и положениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 20 марта 2018 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Администрации Раздольненского района Республики Крым оставить без удовлетворения.
Председательствующий - Лозовой С.В.
Судьи - Гоцкалюк В.Д.
Чистякова Т.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.