Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи
Лозового С.В.
Судей
Паниной П.Е.
Гоцкалюка В.Д.
при секретаре
Садыховой К.С.
заслушав в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи В.Д. Гоцкалюка гражданское дело по иску заместителя прокурора Центрального района города Симферополя в интересах Склярова А.И. к Администрации города Симферополя Республики Крым, третье лицо Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым о понуждении предоставить жилое помещение,
по апелляционной жалобе Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 21 марта 2018 года,
установила:
Заместитель прокурора Центрального района города Симферополя обратился в суд в интересах Склярова А.И, с иском к Администрации города Симферополя Республики Крым о понуждении предоставить жилое помещение, в котором просит обязать Администрацию города Симферополя Республики Крым обеспечить Склярова А.И, ДД.ММ.ГГГГ г.р, жилым помещением специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования город Симферополь, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта не менее 25 кв. м. общей площади жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что в прокуратуру Центрального района города Симферополя поступило обращение Склярова А.И, являющегося лицом из числа детей, лишенных родительского попечения, о нарушении ее права на получение жилья, в ходе проверки по которому выявлены нарушения жилищного законодательства в деятельности ответчика. Так, установлено, что родители Склярова А.И. - ФИО1 и ФИО2 решением Центрального районного суда г. Симферополя от 04 июля 2001 года лишены родительских прав. Решением Исполнительного комитета Симферопольского городского совета от 31 августа 2001 года N1389 истец Скляров А.И. определен в государственное интернатное учреждение, после окончания которого, постановлено обеспечить несовершеннолетнего жильем. Истец проходил обучение КРПТУЗ "Симферопольский профессиональный строительный лицей", который окончил в июне 2010 года. Согласно информации Администрации города Симферополя, истец Скляров А.И. включен и состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым под N74 на основании Решения от 12 февраля 2010 года N362. В настоящее время истец Скляров А.И. не имеет регистрации, проживает с гражданской супругой ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р, и их совместным сыном - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р, по "адрес". Дом по указанному адресу принадлежит бабушке Склярова А.И. - ФИО4, однако, право собственности - не зарегистрировано. Бездействие Администрации города Симферополя Республики Крым в части непринятия мер по предоставлению Склярову А.И. жилья, как указано в иске, нарушает гарантированные ему Конституцией и иным законодательством Российской Федерации жилищные права и свободы.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 21 марта 2018 года иск заместителя прокурора Центрального района города Симферополя в интересах Склярова А.И. удовлетворен.
Администрация города Симферополя Республики Крым обязана предоставить Склярову А.И,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования город Симферополь общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта не менее 25 кв.м, общей площади жилого помещения.
В апелляционной жалобе Администрация города Симферополя Республики Крымпроситрешение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение. Считает, что решение суда незаконно, вынесено судом в нарушение норм материального права, выразившегося в неправильном истолковании закона, а также имеет место несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Заместитель прокурора Центрального района г. Симферополя Республики Крым принес свои возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым - без удовлетворения.
Заслушав докладчика, пояснения лиц явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приход к следующему.
В силу статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах (часть 1).
Как следует из разъяснения, содержащегося в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судом первой инстанции установлено, что родители истца Склярова А.И. - ФИО1 и ФИО2 решением Центрального районного суда г. Симферополя от 04.07.2001 лишены родительских прав.
Решением Исполнительного комитета Симферопольского городского совета N1389 от 31.08.2001 истец Скляров А.И. определен в государственное интернатное учреждение, после окончания которого, постановлено обеспечить несовершеннолетнего жильем.
Истец проходил обучение КРПТУЗ "Симферопольский профессиональный строительный лицей", который окончил в июне 2010 года, что подтверждается справкой директора СПЛС.
Согласно информации Администрации города Симферополя РК, истец Скляров А.И. включен и состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым под N74 на основании Решения от 12.02.2010 N362.
В настоящее время истец Скляров А.И. не имеет зарегистрированного места проживания, проживает фактически с сожительницей ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р, и их совместным сыном - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р... по "адрес", доме, фактически принадлежащем бабушке истца - ФИО4, однако, право собственности на который не зарегистрировано.
Согласно информации Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 08.02.2018г, сведения о правах истца Склярова А.И. на недвижимое имущество по состоянию на 31.01.2018г. - отсутствуют. Возможности самостоятельно приобрести жилое помещение либо арендовать жилье истец Скляров А.И, как установлено, также не имеет. Непредставление жилого помещения нарушает его право на жилье.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1,2 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилогопомещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилыхпомещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещении Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, случаях предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 8 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях систем здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также п завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказанияв исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещении и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещении.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лициз списка.
Содержащееся в п.3 ст.8 данного Федерального закона, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути, формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно 4.1 ст.2 Закона Республики Крым от 18.12.2014г. N46-ЗРК/2014 "Обобеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым", в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральнымзаконом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. При предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма обеспечиваются условия доступности жилых помещений для инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
В соответствии с ч.1 ст.3 указанного закона Республики Крым, список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Ответчик по делу не оспаривает само право истца на получение такого жилья, однако, считает, что данное право подлежит реализации в порядке очереди и при наличии бюджетных ассигнований.
При этом, ни ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Следовательно, с момента обращения истца с заявлением о включении в списки на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения. Необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
Ст.9 Закона Республики Крым от 18.12.2014г. N46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым", органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; по обеспечению условий доступности жилых помещений для инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации осоциальной защите инвалидов.
Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношенииуказанной категории лиц, и свои обязательства, установленные Федеральным законом, не исполнило, право на получение жилья не реализовано, установлено нарушение прав истца, которые подлежат восстановлению путем удовлетворения требований о понуждении ответчика Администрации города Симферополя Республики Крым предоставить истцу жилое помещение специализированного жилого фонда на территории муниципального образования город Симферополь по предусмотренной законом норме.
С такими выводами суда первой инстанции не может не согласиться судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решение суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материально права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
При принятии по делу решения, суд первой инстанции правильно установилправоотношения сторон и обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку, нормы материального права судом применены и истолкованы верно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 21 марта 2018 года - оставить без изменений, апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий судья Лозовой С.В.
Судьи Панина П.Е.
Гоцкалюк В.Д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.