Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Самойловой Е.В.
судей Беляевской О.Я.
Романовой Л.В.
при секретаре Чирко А.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Красногвардейского района Республики Крым в интересах Абильтарова Эдуарда Анатольевича к администрации Красногвардейского района Республики Крым, администрации Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации Красногвардейского района Республики Крым на решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 03 апреля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Беляевской О.Я, объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, прокурора, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
прокурор Красногвардейского района Республики Крым обратился в суд в интересах Абилтарова Э.А. с иском к администрации Красногвардейского района Республики Крым, администрации Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилье.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Красногвардейского района Республики Крым проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что Абильтаров Э.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот оставшихся без попечения родителей, поставлен на соответствующий учет в администрации Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, чем нарушено его право на жилище. По указанным основаниям просил суд обязать администрацию Красногвардейского района Республики Крым, администрацию Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым предоставить Абильтарову Э.А, благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв. м общей площади вне очереди.
Определением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 12 февраля 2018 года Министерство образования науки и молодежи Республики Крым привлечено к участию в деле в качестве соответчика (л.д. 49-50).
Решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 03 апреля 2018 года исковые требования прокурора Красногвардейского района Республики Крым в интересах Абильтарова Э.А. удовлетворены частично. На администрацию Красногвардейского района Республики Крым возложена обязанность предоставить Абильтарову Э.А. благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв. м общей площади вне очереди. В удовлетворении исковых требований прокурора Красногвардейского района Республики Крым в интересах Абильтарова Э.А. к администрации Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым отказано.
Не согласившись с указанным решением, ответчик администрация Красногвардейского района Республики Крым подала на него апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что право на обеспечение Абильтарова Э.А. жилым помещением может быть реализовано при наличии бюджетных ассигнований. Ссылалась на то, что главным распорядителем бюджетных средств является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым Боцаненко Д.Н. выразила свое несогласие с приведенными в ее обоснование доводами, считая решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Бирюк Д.Ю. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Абильтаров Э.А. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков администрации Красногвардейского района Республики Крым, администрации Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания не явились, направили ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Учитывая, что все лица, участвующие в деле были извещены судом апелляционной инстанции о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, не ходатайствовали об отложении слушания дела, явившиеся лица, прокурор против рассмотрения дела в отсутствие иных лиц не возражали, с учетом ходатайств представителей ответчиков о рассмотрении дела в их отсутствие и на основании ч. 1 ст. 327, ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы при установленной явке.
Заслушав пояснения явившихся лиц, участвующих в деле, прокурора, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N23 "О судебном решении" от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Вышеуказанных оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебной коллегией не установлено.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции правильно установилвсе обстоятельства, имеющие значение для дела, верно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в результате чего пришел к обоснованным выводам.
Как установлено судом следует из материалов дела, прокуратурой Красногвардейского района Республики Крым на основании заявления Абильтарова Э.А. проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что Абильтаров Э.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Мать истца ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии N от ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО10 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии 1-АП N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10). Распоряжением Красногвардейской районной государственной администрации Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ Абильтаровау Э.А. присвоен статус ребенка-сироты (л.д. 11).
В настоящее время истец достиг совершеннолетия.
На момент разрешения спора Абильтаров Э.А. как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, каким-либо жилым помещением, предназначенным для проживания, на основании договора социального найма не обеспечен, нанимателем или собственником, не является, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости N от ДД.ММ.ГГГГ.
Абильтаров Э.А. зарегистрирован по адресу: "адрес" и проживает по адресу: "адрес".
Решением исполнительного комитета Красногвардейского поселкового совета Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N Абильтаров Э.А. включен в список лиц, пользующихся внеочередным правом получения жилой площади (как ребенок-сирота) (л.д. 12).
Согласно Списку детей-сирот, детей, лишенных родительского попечения и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, в "адрес" Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Абильтаров Э.А. числится под N (л.д. 14-42).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у Абильтарова Э.А. права на получение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N159-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона N159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п. 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" (далее - Закон N46-ЗРК/2014) в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом N159-ФЗ, путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N46-ЗРК/2014 список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом N159-ФЗ и Законом N46-ЗРК/2014, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 указанного Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона N46-ЗРК/2014, жилые помещения специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом, согласно ст. 11 Закона N46-ЗРК/2014, финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Установив нарушение жилищных прав Абильтарова Э.А, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика администрацию Красногвардейского района Республики Крым обязанность по предоставлению ей жилого помещения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При этом суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения исковых требований к Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым, администрации Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым. Указанный вывод является правильным, поскольку каких-либо норм, отменяющих или изменяющих механизм финансирования субъектами Российской Федерации и осуществления субъектом государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам специализированного найма органами местного самоуправления, либо возлагающий дополнительную обязанность на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, действующее законодательство не содержит.
Право Абильтарова Э.А. на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиками не оспаривается. Абильтаров Э.А. включен в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по Красногвардейскому району Республики Крым.
Доводы апелляционной жалобы администрации Красногвардейского района Республики Крым сводятся к отсутствию достаточных финансовых средств, выделяемых на указанные цели.
Абзацем 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона N159-ФЗ предусмотрено, что жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме и достигших возраста 18 лет, по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Из содержания приведенных правовых норм усматривается, что федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона N159-ФЗ.
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
Аналогичные положения содержатся и в ст. 8 Закона N46-ЗРК/2014.
Как установлено судом, Абильтаров Э.А. состоит на учете для улучшения жилищных условий в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет, имеет статус ребенка-сироты, его родители умерли, что подтверждается соответствующими свидетельствами о смерти. Таким образом, у него в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона N159-ФЗ возникло право на обеспечение жилым помещением, однако в нарушение закона жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено.
Законодательным актом субъекта Российской Федерации, а именно Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июля 2016 N359 утвержден "Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений", которым установлен порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, определена процедура формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Также ни статья 8 Федерального закона N159-ФЗ, ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Принимая во внимание, что у администрации Красногвардейского района Республики Крым имеется неисполненное обязательство по обеспечению жилым помещением Абильтаровым Э.А, признанным нуждающимся в жилье, состоящем на учете лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, суд, с учетом того обстоятельства, что обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения лиц из категории детей-сирот, право которых признано уполномоченным органом местного самоуправления, производится сразу же после возникновения такого права и не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилья, наличия или отсутствия подходящих жилых помещений, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий, правомерно обязал администрацию Красногвардейского района Республики Крым обеспечить истца благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения.
Таким образом, судебная коллегия не может признать изложенные в апелляционной жалобе доводы об отсутствии достаточных денежных средств в бюджете муниципального образования Красногвардейский район Республики Крым обоснованными, поскольку отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения, а недостаточность финансирования не должна являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них полномочий.
Ссылка апеллянта на то, что главным распорядителем бюджетных средств является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, также не заслуживают внимания судебной коллегии, поскольку именно на орган муниципальной власти возложено исполнение вопросов местного значения, к которым отнесено и обеспечение граждан жилыми помещениями (гл. 3 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым в письменных возражениях на апелляционную жалобу указало, что администрация Красногвардейского района Республики Крым заявку на выделение денежных средств для приобретения жилого помещения Абильтарову Э.А. не подавала. Администрацией доказательство в виде соответствующей заявки со сведениями, подтверждающими ее направление в адрес Министерства в материалы дела представлено не было.
Указания апелляционной жалобы о недоказанности установленных судом обстоятельств имеющих значение для дела, отклоняются судебной коллегией как необоснованные, поскольку указанные доводы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, которым суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Указанные доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции и по которым суд не вынес бы своего суждения. Оснований к переоценке доказательств судебная коллегия не усматривает.
В силу положений ст. ст. 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать.
Таким образом, при разрешении спора, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
определила:
решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 03 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Красногвардейского района Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.В. Самойлова
Судьи: О.Я. Беляевская
Л.В. Романова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.