Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи
Лозового С.В.
Судей
Чистяковой Т.И.
Гоцкалюка В.Д.
при секретаре
Садыховой К.С.
заслушав в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи В.Д. Гоцкалюка гражданское дело по иску прокурора города Феодосии в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному казенному учреждению "Школа N3 города Феодосии Республики Крым", Администрации города Феодосии Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению "Управление капитального строительства Администрации города Феодосии Республики Крым", Муниципальному казенному учреждению "Управление образования Администрации города Феодосии Республики Крым" о понуждении устранить нарушения правил противопожарной безопасности,
по апелляционной жалобе Администрации города Феодосии Республики Крым на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 12 апреля 2018 года,
установила:
Прокурор города Феодосии обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Школа N 3 города Феодосии Республики Крым", Администрации города Феодосии Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению "Управление капитального строительства Администрации города Феодосии Республики Крым", Муниципальному казенному учреждению "Управление образования Администрации города Феодосии Республики Крым", о понуждении устранить нарушения правил противопожарной безопасности.
Требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой города Феодосии проверкой в МБОУ "Школа N 3" установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности. Так, в ходе проведенной проверки установлено, что МБОУ "Школа N 3" не оборудована автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. По результатам проведенной проверки в адрес главы Администрации города Феодосии 01 сентября 2017 года внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, однако до настоящего времени вышеуказанные нарушения не устранены, что подтверждается информацией ОНД по г. Феодосии УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым, а также МКУ "Управление образования Администрации г. Феодосии". Непринятие всех мер пожарной безопасности со стороны ответчиков представляет реальную угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетних, что является недопустимым. При таких обстоятельствах руководством учебного заведения не обеспечено право детей на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, в связи с чем прокурор г. Феодосии обратился в суд с настоящим иском.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 12 апреля 2018 года иск прокурора города Феодосия удовлетворен частично.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа N 3 г. Феодосии Республики Крым", Администрацию города Феодосии Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение "Управление образования Администрации города Феодосии Республики Крым" обязаны устранить нарушения противопожарной безопасности в образовательном учреждении, расположенном по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Русская, 17, а именно: оборудовать объект автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В удовлетворении иска к Муниципальному казенному учреждению "Управление капитального строительства Администрации города Феодосии Республики Крым" отказано.
В апелляционной жалобе Администрация города Феодосии Республики Крым просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Считает, что обжалуемое решение не основано на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле обстоятельств, а обстоятельства, имеющие юридическое значение при рассмотрении дела установлены судом неправильно.
Заслушав докладчика, пояснения лиц явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приход к следующему.
В силу статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах (часть 1).
Как следует из разъяснения, содержащегося в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Разрешая спор по существу. суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно п.3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях и их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персоанала, а также компетентного надзора.
Согласно п.п. 2, 5, 6 ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся: создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации; финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату груда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 настоящей части.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В силу ч.1 ст.34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Согласно ч.1 ст.37 Федерального закона N 69-ФЗ на организации в области пожарной безопасности возложены обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности, в том числе по разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности, содержанию в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров и др.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям.
В силу прил. А (обязательное) "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (далее - СП 5.13130.2009) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности для предотвращения пожара, обеспечения безопасности людей и защиты имущества при пожаре.
Согласно ч. 1 ст.54 Федерального закона N 123-ФЗ системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
В соответствии со ст.5, ч.2 ст.54 Федерального закона N 123-ФЗ, п. табл.2 раздела 7 "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утв. Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 N 173, на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей устанавливаются системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Из материалов дела следует, что в МБОУ "Школа N 3", расположенная по адресу: г. Феодосия, ул. Русская, 17, не оборудована автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Факт наличия указанных нарушений пожарной безопасности сторонами не оспаривается.
В соответствии с п. 1.5 Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Школа N 3 г. Феодосии Республики Крым", утвержденного Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 23 декабря 2014 года N 7, Учредителем и собственником имущества Образовательного учреждения является Муниципальное образование городской округ Феодосии Республики Крым, в лице Администрации города Феодосии Республики Крым, функции и полномочия Учредителя осуществляет Муниципальное казенное учреждение "Управление образования Администрации города Феодосии Республики Крым".
Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в РФ", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, судом первой инстанции сделан вывод о том, что вышеприведенные законоположения с учетом установленного факта нарушений требований пожарной безопасности в здании МБОУ "Школа N3" позволяют возложить обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности не только на само бюджетное учреждение, но и на учредителя данной организации, а также на учреждение выполняющие функции и полномочия учредителя.
Таким образом, имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований прокурора, заявленных к МБОУ "Школа N 3 г. Феодосии Республики Крым", Администрации г. Феодосии Республики Крым, МКУ "Управление образования Администрации г. Феодосии Республики Крым".
Кроме того, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что МКУ "Управление капитального строительства Администрации г. Феодосия Республики Крым" не наделено функциями и полномочиями по оборудованию автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в школе.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на исследованных обстоятельствах дела и правильном применении норм права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрацией города Феодосии Республики Крым в достаточной степени предпринимаются меры, позволяющие достичь положительной динамики в сфере обеспечения образовательных учреждений муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым автоматической установкой пожарной сигнализации, установкой системы оповещения, а также управления эвакуации людей при пожаре, однако в пределах бюджетных возможностей, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции как основание к отмене судебного рения, поскольку не являются обстоятельствами исключающими ответственность лица.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решение суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материально права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
При принятии по делу решения, суд первой инстанции правильно установилправоотношения сторон и обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку, нормы материального права судом применены и истолкованы верно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 12 апреля 2018 года - оставить без изменений, апелляционную жалобу Администрации города Феодосии Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий судья Лозовой С.В.
Судьи Чистякова Т.И.
Гоцкалюк В.Д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.