Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г,
судей Хожаиновой О.В. и Агина В.В,
при секретаре Козлове В.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Касымовой ФИО10 к администрации города Симферополя Республики Крым, Симферопольскому городскому совету Республики Крым об оспаривании решения, заинтересованные лица: Муниципальное казённое учреждение Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым, прокуратура города Симферополя Республики Крым, по апелляционной жалобе представителя Касымовой ФИО11 - Адабашева ФИО12 на решение Центрального районного суда г. Симферополя от 04 апреля 2018 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г, пояснения Касымовой ФИО13 и её представителя Адабашева ФИО14. поддержавших доводы жалобы, пояснения представителя администрации города Симферополя Республики Крым Быковской ФИО15 просившей отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Касымова ФИО16 обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать недействительным п. 12 решения Симферопольского городского совета от 26 сентября 2013 года N 815 "О вопросах регулирования земельных отношений с гражданами". В обоснование заявленных требований ссылается на то, что пунктом 214 решения Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым от 29 августа 2013 года N 789 "О вопросах регулирования земельных отношений с гражданами" ей дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, общей площадью 0,0588 га, в районе "адрес" ( "адрес" для строительства и обслуживания жилого дома. Оспариваемым решением отменён п. 214 решения совета от 29 августа 2013 года, в связи с протестом прокурора. Считает, что прокурор вышел за пределы своих полномочий, так как решение органа может быть признано незаконным только судом. Также указывает на то, что оспариваемый акт был вынесен без её извещения, и её согласия, а у административного ответчика не было правовых оснований для вынесения оспариваемого решения. К заявлению о предоставлении земельного участка были приложены все необходимые документы.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя от 04 апреля 2018 года отказано в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Касымовой ФИО17 - Адабашев ФИО18 не согласившись с вынесенным решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Центрального районного суда г. Симферополя от 04 апреля 2018 года и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы указывает на нарушения норм материального права. Указывает на то, что исследованное судом представление прокурора города Симферополя АРК от 12 сентября 2013 года является недопустимым доказательством, так как заверено и выдано прокуратурой Республики Крым которое не является правопреемником прокуратуры города Симферополя АРК, также указывает на отсутствие оригинала представления. Считает необоснованными выводы суда о том, что истцом не были предоставлены графические материалы и чем они не соответствуют действующему законодательству. Ссылается на то, что оспариваемое решение нарушает её права, так как она уже разработала проект отвода земельного участка.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся участников, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Пунктом 1 решения Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым от 29 августа 2013 года N 789 "О вопросах регулирования земельных отношений с гражданами" и пунктом 214 приложения к решению Касымовой ФИО19 дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, общей площадью 0,0588 га, в районе "адрес" "адрес", для строительства и обслуживания жилого дома.
Пунктом 12 решения Симферопольского городского совета от 26 сентября 2013 года N 815 "О вопросах регулирования земельных отношений с гражданами" отменен пункт 214 приложения к решению Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым от 29 августа 2013 года N 789 "О вопросах регулирования земельных отношений с гражданами".
Административным истцом оспаривается законность решения от 26 сентября 2013 года.
Оспариваемое решение принято на основании представления заместителя прокурора г. Симферополя от 12 сентября 2013 года.
12 сентября 2013 года заместитель прокурора г. Симферополя направил в Симферопольский городской совет представление, в котором указывалось на то, что Касымова ФИО20 подала заявление о предоставлении земельного участка, без графических материалов позволяющих идентифицировать земельный участок, чем нарушила ч. 6, 7 ст. 118 Земельного кодекса Украины, п. 1 решения Симферопольского городского совета от 29 августа 2013 года N 789. Заместитель прокурора требовал рассмотреть заявление и принять необходимые меры для устранения нарушений Земельного кодекса Украины, причин этих нарушений и условий, которые им способствовали, а также отменить пункт 1 решения Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым от 29 августа 2013 года N 789 "О вопросах регулирования земельных отношений с гражданами" в части дачи разрешения Касымовой ФИО21 на разработку отвода земельного участка.
Из материалов дела следует, что 15 августа 2013 года Касымова ФИО22 обратилась к голове г. Симферополя с заявлением, в котором просила дать разрешение на "разработку проекта по отводу земельного участка в частную собственность в мкр. "адрес" по "адрес" "адрес" площадью 0,0588 га, для строительства и обслуживания жилого дома" (л.д. 88).
К заявлению была приложена светокопия паспорта и светокопия Генерального плана г. Симферополя, утверждённого решением Симферопольского городского совета от 22 сентября 2011 года N 234 (л.д. 89-91). Указанный факт сторонами по делу не оспаривается.
Согласно ч. 6 ст. 118 ЗК Украины (действующей на территории Республики Крым на момент возникновения рассматриваемых правоотношений) граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности по проекту землеустройства по его отведению, обращаются с ходатайством в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, которые в соответствии с полномочиями, определёнными в статье 122 данного Кодекса, передают в собственность или пользование такие земельные участки. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочный размер. К ходатайству прикладываются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка, согласие землепользователя (в случае изъятия земельного участка, который находился в пользовании других лиц) и документы, подтверждающие опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении (в случае предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства).
Статьёй 123 ЗК Украины, регламентирующей порядок предоставления земельных участков в пользование, также было предусмотрено, что к ходатайству должны быть приложены выкопировка из кадастровой карты (плана) или другие графические материалы, на которых указано желаемое место расположения и размер земельного участка.
Согласно части 7 статьи 118 ЗК Украины соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления в пределах своих полномочий в месячный срок рассматривает ходатайство и даёт разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ. Основанием для отказа в предоставлении разрешения может быть только несоответствие места расположения земельного участка требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, а также генеральных планов, населённых пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства по упорядочиванию территории населённых пунктов, утверждённых в установленном порядке.
Решением Симферопольского городского совета от 27 декабря 2011 года N 303 утверждён Порядок осуществления деятельности городского совета и его органов в сфере земельных отношений.
В соответствии с п. 3 указанного Порядка физические и юридические лица, изъявившие желание получить в собственность либо пользование земельные участки, обращаются в Симферопольский городской совет с ходатайством о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, с целью дальнейшего предоставления земельного участка в собственность либо пользование. В ходатайстве указывается ориентировочный размер и целевое назначение земельного участка в соответствии с Классификацией видов целевого назначения земель. К ходатайству прилагаются: графические материалы М 1:500 или М 1:2000 (разрабатываются в соответствии с нормативно-техническими требованиями и должны соответствовать установленным стандартам, нормам и правилам), на которых указано желаемое месторасположение и размер земельного участка.
Из анализа указанных норм следует, что графические материалы предоставляются с целью идентификации испрашиваемого земельного участка.
Административным истцом к ходатайству была приложена светокопия генерального плана, на которой указан земельный участок. Из указанного документа, возможно определить месторасположение испрашиваемого земельного участка.
Кроме того, в ходатайстве Касымова ФИО23 указала, что просит предоставить земельный участок, месторасположение которого она указала согласно Генеральному плану.
Генеральный план города Симферополя был утверждён решением Симферопольского городского совета от 22 сентября 2011 года. План зонирования территории города Симферополя утверждён решением Симферопольского городского совета от 21 февраля 2013 года.
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона Украины от 17 февраля 2011 года N 3038-VI "О регулировании градостроительной деятельности" генеральный план населённого пункта является основным видом градостроительной документации на местном уровне, предназначенный для обоснования долгосрочной стратегии планирования и застройки территории населённого пункта.
Материалы генерального плана не могут содержать информацию с ограниченным доступом или быть ограниченными в доступе (ч. 11 ст. 17 Закона Украины от 17 февраля 2011 года N 3038-VI).
Месторасположение испрашиваемого административным истцом земельного участка, указано на генеральном плане территории (участок N 314).
Учитывая указанное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что представленная Касымовой ФИО24. документация, позволяла в полной мере идентифицировать испрашиваемый земельный участок.
Факт того, что испрашиваемый земельный участок был правильно определён Симферопольским городским советом, подтверждается тем, что документы от Касымовой ФИО25 были приняты Симферопольским городским советом и на их основании было принято решение Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым от 29 августа 2013 года N 789.
Кроме того, судебной коллегией установлено, что на основании решения Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым от 29 августа 2013 года N 789, постановлением администрации г. Симферополя от 02 августа 2016 года N 1739 (л.д.17-18) указанный земельный участок был предоставлен Касымовой Ф.И. в собственность, с указанием точно такого же адреса, который указан ей в ходатайстве о предоставлении разрешения на разработку проекта по отводу земельного участка в собственность.
Учитывая указанные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии существенных нарушений при подаче Касымовой ФИО26 ходатайства о предоставлении разрешения на разработку проекта по отводу земельного участка в собственность, в связи с чем решение совета, принятое на основании указанного ходатайства, не может быть отменено по основаниям указанным в представлении прокурора.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Ввиду изложенного судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя от 04 апреля 2018 года отменить и принять по делу новое решение.
Административный иск Касымовой ФИО27 к администрации города Симферополя Республики Крым, Симферопольскому городскому совету Республики Крым об оспаривании решения, удовлетворить.
Признать незаконным пункт 12 решения Симферопольского городского совета от 26 сентября 2013 года N 815 "О вопросах регулирования земельных отношений с гражданами", которым отменен пункт 214 приложения к решению Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым от 29 августа 2013 года N 789 "О вопросах регулирования земельных отношений с гражданами".
Председательствующий: Е.Г. Павловский
Судьи: О.В. Хожаинова
В.В. Агин
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.