Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Юсуповой Л.А-В,
судей Хожаиновой О.В, Терентьевой Н.А.
при секретаре Сидоровой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Антонова Валентина Викторовича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО1 о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определённые действия
по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 1 марта 2018 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
административный истец Антонов В.В. обратился в Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением.
Исковые требования мотивированы тем, что административному истцу в порядке наследования по закону принадлежит земельный участок, площадью 0,14 а, расположенный по адресу: "адрес", который получен наследодателем ФИО2 на основании решения Криничненского сельского совета от 28 августа 1997 года. Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера N. В ЕГРН содержатся сведения о том, что жилой дом, принадлежащий административному истцу на праве собственности, расположен на вышеуказанном земельном участке. С целью регистрации прав собственности административный истец обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, однако уведомлением от 14 августа 2017 года регистрация прав была приостановлена на том основании, что отсутствуют сведения о категории и виде разрешённого использования земельного участка в ЕГРН. Постановлением администрации Криничненского сельского поселения от 22 августа 2017 года N 158, которое было направлено административному ответчику, установлен вид разрешённого использования и категория земель вышеуказанного земельного участка. Вместе с тем, сообщением от 14 ноября 2017 года N в осуществлении государственной регистрации прав отказано в связи с тем, что из содержания предоставленных документов невозможно установить, что жилой дом по адресу: "адрес", расположен на регистрируемом земельном участке.
Указанное основание, по мнению административного истца, является незаконным, поскольку факт нахождения жилого дома на земельном участке, подлежащем регистрации, подтверждается оригиналом кадастровой выписки от 13 июля 2017 года и, кроме того, основания, указанные в сообщении об отказе в государственной регистрации, не совпадают с теми основаниями, которые послужили причиной приостановления государственной регистрации. С учётом изложенного истец просил признать незаконным и отменить сообщение об отказе в государственной регистрации от 14.11.2017 года N, обязать административного ответчика зарегистрировать право собственности Антонова Валентина Викторовича на земельный участок, площадью 1400 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 1 марта 2018 года административное исковое заявление Антонова В.В. удовлетворено частично. Признано незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, оформленное в виде сообщения об отказе в государственной регистрации от 14 ноября 2017 года N, и на ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Антонова В.В. от 4 августа 2017 года N о государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объёме. В обоснование жалобы указывает, что из представленных на регистрацию документов-оснований осуществления государственной регистрации, а именно архивной выписки из решения 6-й сессии 22-го созыва Криничненского сельского совета от 28 августа 1997 года "О закреплении земельных участков" от 26 ноября 2015 года N 1404/01-16 не указан адрес данного земельного участка. В связи с чем, из содержания представленных на государственную регистрацию документов невозможно установить, что жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" расположен на регистрируемом земельном участке, а следовательно, документы, предусмотренные статьёй 8-2 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", подтверждающие право заявителя на земельный участок не предоставлены.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признавал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом первой инстанции установлено, что 4 августа 2017 года Антонов В.В, действуя через представителя, обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с целью регистрации права собственности на принадлежащий ему объект недвижимого имущества - земельный участок, площадью 1400 кв.м, расположенный в "адрес" Республики Крым, кадастровый N. Согласно описи с заявлением ФИО2, помимо квитанции об уплате государственной пошлины и доверенности представителя, были предоставлены следующие документы: копия вступившего в законную силу решения Белогорского районного суда Республики Крым от 4 февраля 2016 года по делу N 2-331/2016, которым установлен факт принятия Антоновым В.В. наследства, открывшегося после смерти Антоновой В.В, за Антоновым В.В. признано право собственности на жилой дом, общей площадью 44,3 кв.м, жилой площадью 19,9 кв.м, с надворными постройками, расположенный по адресу: "адрес", в порядке наследования по закону; справка администрации Криничненского сельского поселения Белогорского района Республики Крым от 21 октября 2015 года N 531 о том, что по состоянию на 21 октября 2015 года в "адрес" закреплён земельный участок площадью 0,1400 га (за умершей в 1999 году ФИО2) для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома; архивная выписка от 26 ноября 2015 года N 1404/01-16 из решения 6-й сессии 22-го созыва Криничненского сельского совета от 28 августа 1997 года о закреплении за ФИО2 земельного участка.
14 августа 2017 года государственным регистратором в адрес административного истца направлено уведомление N о том, что государственная регистрация прав на объект недвижимого имущества была приостановлена с указанием следующих причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации: не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам; отсутствуют сведения о категории и разрешённом использовании земельного участка, в связи с чем Антонову В.В. указано на необходимость в установленные сроки привести в соответствие с нормами действующего законодательства предоставленные на государственную регистрацию документы, а именно: внести сведения о категории и виде разрешённого использования земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости.
В целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, 21 сентября 2017 года административным истцом через представителя по доверенности предоставлены дополнительные документы, а именно постановление администрации Криничненского сельского поселения Белогорского района Республики Крым от 22 августа 2017 года N 158 "Об определении категории земель и вида разрешённого использования земельного участка на территории муниципального образования Криничненское сельское поселение".
На основании указанной информации 11 ноября 2017 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о категории земель: земли населённых пунктов, а также сведения о виде разрешённого использования земельного участка: для индивидуальной жилой застройки.
Однако по истечении установленного срока уведомлением от 14 ноября 2017 года N административному истцу в осуществлении государственной регистрации прав отказано в связи с тем, что из содержания предоставленных на государственную регистрацию документов невозможно установить, что жилой дом по адресу: "адрес", расположен на регистрируемом земельном участке, а также отсутствуют документы, подтверждающие право заявителя на земельный участок по указанному адресу.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации нрав па недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Статьёй 14 Федерального закона N 218-ФЗ также предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Одним из оснований для осуществления государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Пунктом 5 части 1 и частью 2 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что осуществление государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав.
Согласно части 5 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ в день приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдаётся или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ; уведомление о приостановлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения Федерального закона N 218-ФЗ.
Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что целью приостановления государственной регистрации является, в том числе предоставление заявителю возможности устранить препятствия к регистрации, что в совокупности с необходимостью указания всех причин, послуживших основанием для приостановления соотноситься с реализацией принципа правовой определённости.
Согласно статье 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Удовлетворяя частично заявленные требования административного истца, суд первой инстанции пришёл к выводу, что в нарушение императивной нормы закона в решении об отказе в государственной регистрации от 14 ноября 2017 года N указаны иные причины и основания отказа, нежели те, что послужили основанием для приостановления государственной регистрации, что свидетельствует о незаконности принятого оспариваемого решения.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, так как он подтверждается материалами дела и согласуется с положениям приведённого выше законодательства.
На довод апелляционной жалобы о том, что истцом на государственную регистрацию прав не представлен документ, подтверждающий право заявителя на земельный участок, судебная коллегия считает необходимым указать следующее.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
В соответствии с частью 2 статьи 8-2 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" основанием для государственной регистрации права собственности гражданина Российской Федерации на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок являются, в том числе, решение исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета независимо от утверждения его решением сессии сельского, поселкового, городского совета, в том числе без указания сведений о праве, на котором земельный участок передаётся такому гражданину, при условии, что данное решение не отменено; иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок, изданный в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания, кроме договора аренды, документа о передаче земельного участка во временное пользование.
Согласно части 5 статьи 8-2 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" государственная регистрация права собственности гражданина Российской Федерации на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок, в случае если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи.
При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы: свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение; один из документов, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
Судом первой инстанции указывалось, что к заявлению о регистрации прав административным истцом были представлены, в том числе: копия вступившего в законную силу решения Белогорского районного суда Республики Крым от 4 февраля 2016 года, вступившего в законную силу, которым установлен факт принятия Антоновым В.В. наследства по закону; справка Администрации Криничненского сельского поселения Белогорского района Республики Крым от 21 октября 2015 года N 531 о том, что по состоянию на 21 октября 2015 года в "адрес" закреплен земельный участок площадью 0,1400 га (за умершей в 1999 году ФИО2) для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома и архивная выписка от 26 ноября 2015 года N 1404/01-16 из решения 6-й сессии 22-го созыва Криничненского сельского совета от 28 августа 1997 года о закреплении за ФИО2 земельного участка.
Таким образом, в силу приведённых выше норм законодательства документы, представленные административным истцом на государственную регистрацию, соответствовали требованиям указанным в части 5 статьи 8-2 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-3PK.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в соответствии с правильно применённым судом законом и с учётом представленных сторонами доказательств. В апелляционной жалобе обоснованность выводов суда первой инстанции не опровергнута.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда первой инстанции или влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены вынесенного судом решения не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 1 марта 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Л.А-В. Юсупова
Судьи: О.В. Хожаинова
Н.А. Терентьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.