Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Антоновой Н.В.,
судей Курочкиной О.А, Лебедевой И.Е,
при секретаре Тренихиной Е.М,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Курочкиной О.А. дело по апелляционной жалобе представителя истцов Насировой ПУ, Кадирова МИ, Мансурова РМ, Мавланова ШК, Гулмирзоева НО по доверенности Бердиева С.Р. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 15 декабря 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Насировой ПУ, Кадирова МИ, Мансурова РМ, Мавланова ШК, Гулмирзоева НО к Общероссийской общественной организации по содействию в сохранении национально-культурных ценностей узбеков и народов Узбекистана, проживающих на территории России "Всероссийский конгресс узбеков, узбекистанцев" о признании решения о создании общественного объединения недействительным и ликвидации юридического лица - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Насирова П.У, Кадиров М.И, Мансуров Р.М, Мавланов Ш.К, Гулмирзоев Н.О. обратились в суд с иском к Общероссийской общественной организации по содействию в сохранении национально-культурных ценностей узбеков и народов Узбекистана, проживающих на территории России "Всероссийский конгресс узбеков, узбекистанцев" о признании решения о создании общественного объединения недействительным и ликвидации юридического лица, в обоснование ссылаясь на то, что данная организация ответчика создана с грубым нарушением требований Федерального закона от 19.05.1995 "Об общественных объединениях", в связи с чем, ее регистрация должна быть признана недействительной. В свою очередь недействительность регистрации общественного объединения влечет за собой его ликвидацию и исключение из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представители истцов Мурнин А.Н, Няхина И.П. в судебном заседании суда первой инстанции заявленные требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика Курамышев Э.В. в судебное заседание суда первой инстанции явился, против удовлетворения исковых требований возражал, заявил о пропуске срока исковой давности.
Представитель третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о рассмотрении дела извещался судом.
Третьи лица ********в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о рассмотрении дела судом извещались.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит заявитель по доводам апелляционной жалобы.
Стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены, в связи с чем, коллегия рассматривает жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение законным и не подлежащим отмене, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 123.4 ГК РФ, общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.
Согласно ст. 5 ФЗ от 19.05.1995 года "Об общественных объединениях" N 82-ФЗ (далее - ФЗ "Об общественных объединениях"), под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.
В силу ст. 6 ФЗ "Об общественных объединениях", учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.
Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.
Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.
Члены общественного объединения имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе.
Участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом. Участники общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.
Согласно ст. 8 ФЗ "Об общественных объединениях", общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.
Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
Как усматривается из материалов дела, Общероссийская общественная организация по содействию в сохранении национально-культурных ценностей узбеков и народов Узбекистана, проживающих на территории России "Всероссийский конгресс узбеков, узбекистанцев" создана в сентябре 2011 года, утвержден ее устав, деятельность осуществлялась на территории г. Москвы.
На учредительном съезде Общероссийская общественная организация по содействию в сохранении национально-культурных ценностей узбеков и народов Узбекистана, проживающих на территории России "Всероссийский конгресс узбеков, узбекистанцев", состоявшемся 5 сентября 2011 года и оформленным протоколом N1, приняты решения: устав организации, выбран президент организации, центральный совет, контрольно-ревизионное управление, созданы региональные отделения.
Президентом данной общественной организации является Худайбердиев И.Х.
Насирова П.У, Кадиров М.И, Мансуров Р.М, Мавланов Ш.К, Гулмирзоев Н.О. являются членами общественной организации, занимая должности в ******, а также в ******.
Считая указанные решения недействительными по причине того, что они были приняты в нарушение закона, Насирова П.У, Кадиров М.И, Мансуров Р.М, Мавланов Ш.К, Гулмирзоев Н.О. обратились в суд с настоящими исковыми требованиями.
Так, представитель истца в своих пояснениях ссылался на то, что вопреки положениям протокола, пятеро физических лиц, указанных в качестве учредителей при создании организации, волеизъявления на создание организации не изъявляли, в формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов не участвовали, необходимые документы для ее создания и регистрации не подписывали, полномочий на указанные действия не осуществляли, представителей не уполномочивали. Полагал, что данные нарушения требований Федерального закона от 19.05.1995 "Об общественных объединениях" являются основанием для признания Общероссийской общественной организации по содействию в сохранении национально-культурных ценностей узбеков и народов Узбекистана, проживающих на территории России "Всероссийский конгресс узбеков, узбекистанцев" недействительной и ее ликвидации.
Согласно ст. 18 "Об общественных объединениях" решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании.
Исходя из положений ст. 181.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение собрания недействительно по основаниям, установленным ГК РФ или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
В соответствии с ч. 2 ст. 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
Отсутствие кворума общего собрания, на которое ссылаются истцы в своих пояснениях, является существенным нарушением порядка принятия указанным собранием решений, а вынесенные на обсуждение общего собрания вопросы являются значимыми для членов организации.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу п. 3 ч. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-П по конституционно-правовому смыслу положений ст. 61 ГК РФ предполагается, что санкция в виде ликвидации юридического лица должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
В связи с заявлением представителя ответчика о пропуске Насировой П.У, Кадировым М.И, Мансуровым Р.М, Мавлановым Ш.К, Гулмирзоевым Н.О. срока исковой давности, суд с учетом характера спорных правоотношений, пришел к выводу о возможности его применения.
Поскольку оспариваемое решение собрания было принято 5 сентября 2011 года, к возникшим правоотношениям подлежат применению положения пункта 5 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), устанавливающие шестимесячный срок для оспаривания в суде решения о создании общественного объединения.
В пункте 26 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 года N 15 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" указано, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В соответствии с частью 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
При таких обстоятельствах, суд исходил из того, что доводы истцов, касающиеся процедуры и порядка проведения оспариваемого собрания при данных обстоятельствах не имеют правового значения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Вопреки доводам жалобы, судебная коллегия соглашается с выводом суда о пропуске срока исковой давности, поскольку шестимесячный срок для оспаривания в суде решения собрания от 5 сентября 2011 года о создании общественного объединения истек 05 марта 2011 года.
Доводов, влияющих на законность судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку судом, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, проанализированы представленные доказательства в их совокупности, которым дана надлежащая оценка, верно определены юридически значимые обстоятельства по делу, подлежащие установлению в рамках рассматриваемого спора, правильно применены нормы материального права, а доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, то оснований для ее удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 15 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.