Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В.,
судей Нестеровой Е.Б, Рачиной К.А,
при секретаре Решетовой К.П,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В. дело по апелляционной жалобе и уточнениям к жалобе Илюхина Л.Н. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 24 октября 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Илюхина Л.Н. к Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службе по труду и занятости об обязании рассмотреть вопрос о назначении пенсии за выслугу лет, направить представление о назначении пенсии отказать",
УСТАНОВИЛА:
Илюхин Л.Н. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (далее- Минтруд России), Федеральной службе по труду и занятости России (далее- Роструд) о назначении дополнительной пенсии за выслугу лет, в котором просил обязать Роструд России выйти с предложением к Министру труда РФ о рассмотрении вопроса о назначении дополнительной пенсии за выслугу лет Илюхину Л.Н, как бывшему руководителю территориального органа федеральной исполнительной власти в Саратовской области; обязать Минтруд России, на основании указанного предложения Роструда, сделать представление в Пенсионный фонд России о назначении Илюхину Л.Н. пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости, как замещавшему с 30.04.1992 г..по 25.03.1997 г..должность директора Саратовского областного центра занятости населения- руководителя территориального органа федеральной исполнительной власти по вопросам занятости населения с октября 2014 г..пожизненно,- ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что с 01.08.2011 г..является пенсионером по старости, при этом в период трудовой деятельности замещал государственную должность, а именно: с 05.06.1992 г..по 25.03.1997 г..работал по совместительству, а затем по основному месту работу в должности директора Саратовского населения.
Общий стаж государственной гражданской службы на момент выхода на пенсию составил 20 лет, в связи с чем он имеет право в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г..N 166-ФЗ "О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации" на дополнительную пенсию в связи с замещением государственной службы. 03.10.2014 г..истец направил в Минтруд России обращение с просьбой обратиться в Пенсионный фонд России с представлением о назначении ему дополнительной пенсии, приложив необходимые документы, однако 14.11.2014 г..им был получен ответ, из которого следовало, что в Саратовском областном центре занятости населения федеральная государственная служба не вводилась. 15.04.2015 г..был получен ответ из Управления кадровой политики и государственной службы Правительства Саратовской области, которым сообщено, что в Областной центр занятости населения Саратовской области не является структурным подразделением какого-либо органа государственной власти Саратовской области. Истец полагает, что в период его работы в должности директора Саратовского областного центра занятости населения с 30.04.1992 г..по 25.03.1997 г..он имел статус государственного служащего, и в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г..N 166-ФЗ "О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации" имеет право на дополнительное пенсионное обеспечение, путем выплаты пенсии за выслугу лет.
Представитель истца в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал; представители ответчиков в судебном заседании исковые требования не признали.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит истец Илюхин Л.Н. по доводам апелляционной жалобы и уточнений к ней.
Истец Илюхин Л.Н, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явился, воспользовался правом, предусмотренным ст. 48 ГПК Российской Федерации на ведение в суде дела через представителя Чеснокова В.С, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца- Чеснокова В.С, возражения представителя ответчика Минтруда России- Казюлиной Д.В, представителя ответчика Роструда- Ходаковской Ю.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями закона.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь положениями Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Федерального закона от 10.01.2003 г. N 8-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения", Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2003 г. N 247 "Об организации назначения, перерасчета размера, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, ежемесячных доплат к пенсиям отдельным категориям граждан" и Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 30.06.2003 г. N 44, Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 324, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что истцом не соблюден порядок обращения о назначении пенсии за выслугу лет, предусмотренный законом, поскольку на момент увольнения 25.03.1997 г. Илюхин Л.Н. должность федеральной государственной гражданской службы в Минтруде России, куда он обратился о направлении представления о назначении пенсии за выслугу лет, не замещал и в установленном порядке не обращался в Роструд с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, в связи с чем подобный вопрос не рассматривался.
Так, судом первой инстанции установлено, что 09.10.2014 г. в Минтруд России поступило обращение Илюхина Л.Н. о направлении представления в Пенсионный фонд России о назначении ему пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости, как лицу, замещавшему в период с 30.04.1992 г. по 25.03.1997 г. должность директора Саратовского областного центра занятости населения (л.д.17).
Вопросы обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, на дату обращения истца в Минтруд России, регулировались Правилами обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты, утвержденными Постановлением Минтруда России 30.06.2003 г. N 44.
В силу п. 3 вышеназванных Правил заявление о назначении пенсии за выслугу лет подается в кадровую службу федерального органа государственной власти или его аппарата, в котором федеральный государственный служащий замещал должность федеральной службы перед увольнением.
В соответствии с пунктами 7 - 10 вышеназванных Правил кадровая служба федерального органа, при наличии права на указанную пенсию, организует оформление справки о размере среднемесячного заработка федерального служащего, справки о должностях, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, представление к назначению пенсии. По заявлению федерального служащего, имеющего право на пенсию за выслугу лет, руководителем федерального органа, в котором федеральный служащий замещал должность перед увольнением, оформляется представление о назначении пенсии за выслугу лет, форма которого предусмотрена приложением N 4 к настоящим Правилам.
Аналогичные положения содержатся и в Правилах обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, ее установления, проведения проверок документов, необходимых для ее установления, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.05.2017 г. N 436н.
Рассмотрев вышеуказанное обращение Илюхина Л.Н, 10.11.2014 г. Минтрудом России дан ответ, в котором сообщалось, что Минтруд России уполномочен оформлять представление и соответствующие документы на назначение пенсии за выслугу лет только в отношении федеральных государственных служащих, замещавших должности в Минтруде России, в свою очередь, Илюхиным Л.Е. такие должности не замещались; кроме того, в данном письме указано на то, что Илюхин Л.Н. осуществлял трудовую деятельность в Саратовском областном центре занятости населения, в котором федеральная государственная служба не была введена и одновременно разъяснено, что территориальные органы по вопросам занятости Министерства труда и социального развития РФ начали создавать только в 1999 г, в это время в них вводилась федеральная государственная служба, при этом статус федеральных государственных служащих приобретали только те лица, которые в соответствии с законодательством о государственной службе были переведены на должности федеральной государственной службы, оформление представления и документов на назначение пенсии за выслугу лет лицам, уволенным с федеральной государственной службы из указанных территориальных органов, оформляется Рострудом (л.д.19-20).
Руководствуясь приведенными нормами права, исходя из того, что полномочия по решению вопросов, связанных с назначением пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, имеет только федеральный орган, в котором федеральный государственный гражданский служащий замещал должность федеральной государственной службы непосредственно перед увольнением, при этом заявления о назначении пенсии за выслугу лет государственным служащим территориальных органов занятости населения (являвшихся сначала органами Министерства труда и социального развития РФ, а впоследствии органами Роструда) рассматриваются Рострудом и, при необходимости оформляются представление и иные документы на назначение этой пенсии, о чем Илюхину Л.Н. Минтрудом России сообщено письмом от 10.11.2014 г, однако с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих с приложением необходимых документов в кадровую службу Роструда, истец на момент принятия обжалуемого решения, не обращался, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что не имеется оснований для удовлетворения исковых требований об обязании Роструд рассмотреть вопрос о назначении дополнительной пенсии за выслугу лет, обязании Минтруд России направить представление в Пенсионный фонд России, и правомерно отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не учтено обращение истца в 2014 г. в Минтруд России, как вышестоящую организацию для Роструда, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку, как уже указывалось выше, истец федеральным государственным гражданским служащим Минтруда России не являлся, в связи с чем исходя из приведенных выше нормативных положений, правовых оснований для возложения на Минтруд России обязанности направить представление о назначении пенсии за выслугу лет в адрес Пенсионного фонда Российской Федерации у суда не имелось. Оснований для иного вывода не имеется.
Довод в апелляционной жалобе о том, что 30.11.2017 г. истцом были направлены соответствующие документы в Роструд о назначении пенсии за выслугу лет и получен ответ об отказе от 02.02.2018 г, также не являются основанием для отмены постановленного решения, поскольку обстоятельства, на которые ссылается истец имели место после вынесения решения по настоящему делу, тогда как судебная коллегия проверяет решение суда на дату его вынесения.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в редакции, действовавшей в момент спорных правоотношений, федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 6 - 9 части 1 статьи 33, пунктом 1 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).
Между тем, из материалов дела не усматривается наличие совокупности условий, при которых у истца возникает право на пенсию за выслугу, учитывая, что согласно правовой стороны ответчика, стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет на момент увольнения истца из Саратовского областного центра занятости составлял 05 лет 06 месяцев 03 дня (с 23.09.1991 г. по 29.04.1992 г.- Комитет по экономике Саратовского облисполкома; с 30.04.1992 г. по 04.06.1992 г.- Комитет по труду и занятости населения администрации Саратовской области; с 05.06.1992 г. по 25.03.1997 г.- Саратовский областной центр занятости населения), что не соответствует критерию, установленному ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"; истец же, заявляя в исковом заявлении доводы о наличии у него стажа государственной гражданской службы более 20 лет, указанные периоды работы не конкретизирует и требований об их включении в стаж государственной гражданской службы не заявлял, в связи с чем дело судом рассмотрено правомерно в порядке ст. 196 ч. 3 ГПК РФ в пределах заявленных истцом требований.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы и уточнениям к ней не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 24 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и уточнения к жалобе Илюхина Л.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.