Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Владимировой Н.Ю.,
и судей Нестеровой Е.Б, Рачиной К.А,
при секретаре Утешеве С.В,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю, гражданское дело по апелляционной жалобе Корышева В.В. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 07 декабря 2017 г, которым постановлено:
"Отказать Корышеву В.В. в удовлетворении исковых требований к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве о признании решения об отказе в осуществлении пенсионного обеспечения незаконным, признании права на назначение и получение пенсии по выслуге лет, обязании назначить пенсию".
УСТАНОВИЛА:
Корышев В.В. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по г. Москве о признании решения об отказе в осуществлении пенсионного обеспечения незаконным, признании права на назначение и получение пенсии по выслуге лет, обязании назначить пенсию за выслугу лет с 15 января 2017 г.
Свои требования истец мотивировал тем, что в период с 29 ноября 1991 года по 23 апреля 2011 г. проходил службу в ГУ МЧС Украины, выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении составила 21 год и 12 дней. 27 сентября 2011 г. истцу была назначена и выплачивалась на Украине пенсия по выслуге лет.
В связи с переездом на постоянное место жительства в Россию, выплата пенсии на территории Украины приостановлена, пенсия выплачена по 30 октября 2014 г.
С 2016 г. истец является гражданином Российской Федерации.
До 01 января 2002 г. Государственная противопожарная служба входила в структуру Министерства внутренних дел, сотрудники, уволенные из МЧС РФ, как указывал истец, получают пенсию в УМВД России.
15 января 2017 г. Корышев В.В. обратился в ГУ МВД России по г. Москве с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет на территории Российской Федерации в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, однако получил отказ, который считает незаконным, в связи с чем обратился с данным иском в суд.
В судебном заседании первой инстанции истец Корышев В.В. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ГУ МВД России по г. Москве в судебном заседании первой инстанции иск не признал по обстоятельствам, изложенным в письменных возражениях на иск.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит истец Корышев В.В. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения истца Корышева В.В, поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика по доверенности Пигорева О.И. возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с абзацем пятым пункта "а" статьи 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-?исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", действие настоящего Закона распространяется на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел в других государствах, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц, осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Согласно п. "б" ст. 11 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из внутренних войск, войск национальной гвардии Российской Федерации и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, а также их семей осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Исходя из приведенных положений Закона, пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 4 Закона, проходивших службу в других государствах - участниках Содружества Независимых Государств и государствах, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, на которых распространяются положения Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, осуществляется в порядке, предусмотренном договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными между Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР и этими государствами.
Российская Федерация и Украина являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что правительства государств ? участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, основываясь на Соглашении от 13 марта 1992 года, государства - участники Содружества Независимых Государств 24 декабря 1993 г приняли Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств".
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Соглашения от 24 декабря 1993 г, пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Статьей 4 Соглашения от 24 декабря 1993 года определено, что органами, уполномоченными представлять Стороны в реализации настоящего Соглашения, выступают министерства внутренних дел Сторон.
Из содержания приведенных положений Соглашения от 24 декабря 1993 года следует, что они регулируют вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших перед увольнением службу в органах внутренних дел, при этом Соглашением от 24 декабря 1993 года на министерства внутренних дел Сторон не возлагается обязанность пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в иных структурных подразделениях других министерств и ведомств государств- участников СНГ, не входящих в систему органов внутренних дел.
Служба в подразделениях Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Украина является самостоятельным видом службы и не относится к службе в органах внутренних дел.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Корышев В.В. в период с 29 ноября 1991 г. по 23 апреля 2011 г. проходил службу в МЧС в должности ст. пожарного в Главном управлении МЧС Украины в Луганской области. Выслуга лет на день увольнения составила 21 год 12 дней.
27 сентября 2011 г. по месту жительства на Украине истцу назначена пенсия по выслуге лет.
С 2016 г. истец является гражданином Российской Федерации.
Согласно аттестата о снятии с учета в связи с выездом на постоянное место жительства за границу, выплата пенсии Корышеву В.В. в ГУ Пенсионного фонда Украины в Луганской области приостановлена, пенсия выплачена по 30 октября 2014г.
15 января 2017 г. Корышев В.В. обратился в ГУ МВД России по г. Москве с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет на территории Российской Федерации в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, однако получил отказ.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований закона, правомерно пришел к выводу об отказе Корышеву В.В. в удовлетворении заявленных требований, поскольку представленными доказательствами подтверждается, что Корышев В.В. уволен со службы в Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Украина и ему назначена пенсия за выслугу лет по линии Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Украина, права на назначение пенсии за выслугу лет на условиях и в порядке, которые предусмотрены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, истец не имеет.
Обратное противоречит положениям статьей 1 и 4 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и Соглашения от 24 декабря 1993 года, поскольку в приведенной выше статье 4 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 лица, проходившие службу в подразделениях по чрезвычайным ситуациям других государств, не названы.
Договор (соглашение) между Российской Федерацией и Республикой Украина о взаимном пенсионном обеспечении сотрудников подразделений по чрезвычайным ситуациям не заключался, поэтому правовых оснований для осуществления пенсионного обеспечения пенсионными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации бывших сотрудников иных органов и учреждений, не входящих в систему органов внутренних дел Российской федерации, в связи с переездом на постоянное жительство в Российскую федерацию не имеется.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на положениях действующего законодательства и обстоятельствах, установленных в ходе рассмотрения дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно оценил имеющиеся доказательства, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела - выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, однако по существу их не опровергают, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 07 декабря 2017 г оставить без изменения, апелляционную жалобу Корышева В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.