Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Кочергиной Т.В, Грибовой Е.Н,
при секретаре Игнатовой Е.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Кочергиной Т.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Рябенкова Я.И.
на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 30 января 2018 г, которым постановлено:
В удовлетворении иска Рябенкова Я.И. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании факта преимущественного проживания на территории г. Москвы, обязании признать малоимущим и нуждающимся в жилых помещениях - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Рябенков Я.И. обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества г.Москвы о признании факта преимущественного проживания на территории г. Москвы, обязании признать малоимущим и нуждающимся в жилых помещениях, мотивировал свои требования тем, что он с рождения проживал и был зарегистрирован по адресу: г. Москва, ***. 20 октября 1977 г. был зарегистрирован и проживал по адресу: г. Москва, ***. 20 октября 2009 г. был зарегистрирован и проживал по адресу: г. Москва, ***.
В целом указанное проживание в г..Москве подтверждается выписками из домовых книг по месту регистрации, за определенный период времени. Согласно ВДК N б/н кв. N317 дома N 9 по Красноярской ул. района Гольяново ВАО г..Москвы от 15.10.2013г. в графе "Когда и куда выбыл... " указано, что 08 июля 2010 г..выписан по личному заявлению по адресу: ***. Однако данная информация опровергается справкой N *** от 14 мая 2014 г..из ОУФМС России по МО по Чеховскому муниципальному району. Таким образом, постоянная регистрация в г..Москве исчисляется с рождения. В настоящее время фактически проживает по адресу: г..Москва, ул*** на территории Государственного казенного учреждения Центр социальной адаптации имени Е.П. Глинки, для лиц без определенного места жительства и занятий Департамента труда и социальной защиты населения г..Москвы, который в соответствии с Уставом утвержденным Приказом Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, от 06.02.2017 N 92 оказывает истцу социально-правовые услуги по защите прав и законных интересов, в связи со сложившейся тяжелой жизненной ситуацией, так как не имеет постоянного места жительства, а предыдущее жилье было утрачено. В октябре 2016 г..и в апреле 2017 г..истец обращался в Департамент городского имущества г..Москвы с просьбой о признании его малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (безвозмездного пользования) в рамках положений седьмой главы Жилищного кодекса РФ.
Однако согласно Распоряжений указанного Департамента N 32234 от 03 ноября 2016 г..и N 14487 от 22 мая 2017 г..истцу было отказано в признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (безвозмездного пользования) на основании п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона г..Москвы от 14 июня 2006 г..N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (представленные или имеющиеся в наличии у уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы документы не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях), что противоречит части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации.
Истец, с учетом дополнения иска, просил суд признать юридический факт преимущественного проживания на территории г. Москвы, обязать ДГИ г. Москвы признать Рябенкова Я.И, 21 сентября 1969 года рождения, малоимущим, в целях, установленных ЖК РФ и нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования.).
В судебном заседании истец и представитель истца исковые требования поддержали, просили суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика ДГИ города Москвы Корсачева Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит Рябенкова Я.И. по доводам апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав истца Рябенко Я.И. и его представителя по доверенности Медикова Е.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
В соответствии со ст. ст. 1, 7 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", одним из условий признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ является проживание в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации", местом жительства гражданина признается дом, квартира, служебное помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно - является местом пребывания.
Место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилого фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилое помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Статьей 3 вышеуказанного Закона установлено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Основанием для регистрации гражданина по месту пребывания в соответствии Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1996 года N 713, является заявление о регистрации по месту пребывания (пункт 9).
По смыслу указанных норм, регистрация гражданина по месту жительства или по месту пребывания, является его обязанностью, установленной федеральным законом и производится на основании его волеизъявления и предъявляемых им документов, подтверждающих временный или постоянный характер пользования жилым помещением, с которым он связывает реализацию своего права на свободу места пребывания и жительства. Действия или бездействие государственных органов, нарушающие какие-либо права и свободы гражданина, связанные с регистрацией по месту жительства или по месту пребывания, могут быть обжалованы в суд.
Согласно неоднократным разъяснениям Конституционного суда РФ, место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его конкретными органами.
Статьей 11 Закона г..Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г..Москвы на жилые помещения", предусмотрено: для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы рассматривает заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма (далее - заявление), документы, приложенные заявителем к заявлению, и документы, полученные уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по межведомственным запросам, которые подтверждают наличие условий, указанных в статье 7 настоящего Закона. Заявление заполняется заявителем и подписывается всеми совершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях (далее - заявитель). Форма заявления утверждается Правительством Москвы. Данным заявлением гражданин и члены его семьи выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Заявление подается в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы по месту жительства заявителя либо через многофункциональный центр предоставления государственных услуг (далее - многофункциональный центр). Порядок взаимодействия уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы и многофункционального центра определяется заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и порядке, установленных федеральным законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства.
Принятие на учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений, поданных их законными представителями. С заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы. Заявитель вправе представить иные документы, свидетельствующие о его жилищной обеспеченности, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые, по его мнению, могут повлиять на решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы рассматривает заявление и сведения, содержащиеся в документах, прилагаемых к заявлению, а также в документах, получаемых по межведомственным запросам, и после проверки их полноты и достоверности принимает решение о признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец в период с 20 октября 1977 г. по 20 октября 2009 г. был зарегистрирован по адресу: г***.
Согласно выписке из домовой книги по адресу: ***, в период с 11 ноября 1985 г. по 11 апреля 1990г. и с 11 октября 1994 г. по 20 мая 1996 г. Рябенков Я.И. был снят с регистрационного учета в связи с отбыванием наказания.
В период с 20 октября 2009 года по 08 июня 2010 года Рябенков Я.И. был зарегистрирован по адресу: ***, и 08 июня 2010 г. по его личному заявления был выписан по адресу: ***, что Рябенков Я.И. не отрицал в судебном заседании.
С 29 августа 2016 года по настоящее время Рябенков Я.И. пребывает в ГКУ ЦСА имени Е.П. Глинки.
Постоянной регистрации по месту жительства в г. Москве Рябенков Я.И. не имеет.
Истец обратился с заявлением к ответчику о признании его малоимущим, нуждающимся в жилых помещениях. Распоряжениями от 03.11.2016 года N 32234, от 22.05.2017 г. N *** истцу было отказано в признании малоимущим в целях, установленных Жилищным кодексом РФ, и нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования). Распоряжением от 22.05.2017 г. истцу отказано на основании того, что истец не является жителем г. Москвы, поскольку не имеет регистрации по месту жительства в жилом помещении в г. Москве.
Данные распоряжения истец не обжаловал.
Разрешая заявленные требования, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца. При этом суд исходил из того, что признание ДГИ г. Москвы малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях возможно только граждан, постоянно проживающих и зарегистрированных в жилом помещении в г. Москве, истец по месту жительства в г. Москве не зарегистрирован, в связи с чем, оснований для признания его малоимущим и нуждающимся в жилых помещениях в г. Москве не имеется.
Выводы суда, изложенные в решении, не противоречат материалам дела и добытым по делу доказательствам.
Ссылка в жалобе на то, что согласно тексту решения истец просит установить факт проживания своей супруги в г. Москве, когда таких требований истец не заявлял, и в настоящее время в зарегистрированном браке не состоит, основанием к отмене решения суда служить не может, так как ссылка в решении на указанные обстоятельства является опиской и на существо решения не влияет.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку направлены исключительно на иную оценку доказательств, которые были исследованы судом первой инстанции в установленном законом порядке и которым была дана надлежащая оценка в решении суда по правилам ст. 67 и ст. 86 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 30 января 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Рябенкова Я.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.