Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И.,
судей Шипиковой А.Г, Васильевой Е.В,
при секретаре РА.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дементьевой Е.И. дело по апелляционной жалобе представителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Ольдеева Б.С. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 25 декабря 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования - удовлетворить частично.
Признать за Двегубской ОН право на предоставление жилого помещения по договору социального найма от Министерства обороны Российской Федерации.
Обязать руководителя ДЖО МО РФ принять решение о восстановлении Двегубской ОН на жилищном учете лиц, нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания с 04 сентября 2003 год.
Обязать руководителя Департамента жилищного обеспечения МО РФ предоставить Двегубской ОН установленным порядком по месту жительства жилое помещение на условиях социального найма.
В удовлетворении остальной части иска - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Двегубская О.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, просила суд признать за ней право на предоставление жилого помещения по договору социального найма от Министерства обороны РФ; обязать ответчика принять решение о восстановлении ее на жилищном учете лиц, нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания с 04.09.2003 г. и внести сведения о включении ее кандидатуры в Единый реестр военнослужащих по жилью; обязать руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ предоставить ей установленным порядком по месту жительства жилое помещение на условиях социального найма.
Исковые требования мотивированы тем, что истец с 01.01.2003 г. работала в войсковой части N * служащей Министерства обороны РФ. В связи с поступлением на работу в Министерство обороны РФ, истцу с сыном было предоставлено жилое помещение в общежитии в виде одной комнаты в квартире по адресу: *. Решением жилищной комиссии в/ч N *от 04.09.2003 г, оформленным протоколом N 2, истец была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в списки очередников на обеспечение жилым помещением. В 2010 г, в связи с принятием Министерством обороны приказа N 1280 жилищные комиссии войсковых частей Министерства обороны РФ ликвидированы, функции жилищных комиссий и командиров войсковых частей по предоставлению гражданам, состоящим на жилищном учете, жилых помещений возложены на Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ. 31.08.2011 г. Врио командира войсковой части N 96000 направил в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ список лиц из гражданского персонала в/ч * для внесения в единый реестр, однако истец не была включена в соответствующий реестр. В 2017 г. истец обратилась на имя руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ с заявлением, в котором с указанием на имеющееся решение жилищной комиссии от 04.09.2013 г, просила восстановить на учете нуждающихся в получении жилых помещений с 04.09.2003 г. (с даты первоначальной постановки на учет), ответчик в удовлетворении данного заявления ей отказал, указав, что жилые помещения предоставляются исключительно военнослужащим и членам их семей, оснований для постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений истца не имеется.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен, направил отзыв на исковое заявление.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика по доводам апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не уведомил, в связи с чем судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, материалами дела и требованиями норм материального права.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 01.07.2003 г. Двегубская О.Н. была принята на работу в войсковую часть N 96000 в качестве служащей Министерства обороны РФ.
Решением жилищной комиссии в/ч 9600 (Главного командования Военно-воздушными силами) от 04 сентября 2003 года, оформленным протоколом N 2, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в списки очередников на обеспечение жилым помещением.
Приказом Министра обороны от 3 ноября 2010 г. N 1455 функции жилищных комиссий и командиров войсковых частей по предоставлению гражданам, состоящим на жилищном учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий возложены на Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ и его специализированные организации.
13.06.2017 г. истец обратилась на имя руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ с заявлением, в котором просила восстановить ее на учете лиц, нуждающихся в получении жилых помещений с 04.09.2003г, то есть с даты первоначальной постановки на учет.
06.07.2017 г. ответчик дал ответ на заявление Двегубской О.Н, в котором указал, что жилые помещения предоставляются исключительно военнослужащим и членам их семей и оснований для постановки истца на учет нуждающихся в получении жилых помещений не имеется.
Согласно ст. 31 ЖК РСФСР (действовавшего на момент принятия истца нуждающейся в улучшении жилищных условий) принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
Согласно ч.2 ст.6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений указанной части.
Пунктом 65 Отраслевого соглашения между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и Министерством обороны РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 17 апреля 2014 г. N 222 (срок действия 2014-2016 г.г.) устанавливает, что лица гражданского персонала, принятые на учет до 01 марта 2005 года по месту работы в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Приказом Министра обороны РФ от 10 февраля 2017 года N 102 указанное Отраслевое соглашение продлено на 2017 -2019 годы.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь приведенными выше нормами права, суд пришел к выводу о несостоятельности позиции ответчика о том, что жилые помещения не могут предоставляться лицам из числа гражданского персонала, поскольку данная позиция противоречит ч.2 ст.6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и названным нормам Отраслевых соглашений, прямо предусматривающим такую возможность при условии принятия служащих на жилищный учет до 01.03.2005 г. Судом постановлено решение о признании за истцом права на предоставление жилого помещения по договору социального найма от МО РФ, на руководителя ДЖО МО РФ возложена обязанность принять решение о восстановлении истца на жилищном учете с -04.09.2003г. и предоставить истцу в установленном порядке жилое помещение на условиях социального найма.
С выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в ДЖО МО РФ нет сведений о признании истца нуждающейся в жилых помещениях, основанием к отмене решения суда не являются. Данные доводы были предметом исследования суда первой инстанции, в решении им дана надлежащая оценка.
Так, согласно предоставленной справке от 19.07.2011 г. войсковой части 96000, Двегубская О.Н. была признана нуждающейся в получении жилых помещений с 04.09.2003 года с составом семьи 2 человека (она и сын - * г.р.), а протокол был уничтожен по акту от 22.01.2010 г, как не представляющий исторической ценности, практической надобности.
Письмом командира войсковой части от 27 июля 2011 года за исх.N 2280 в адрес руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ был направлен список лиц гражданского персонала, принятых на учет до 1 марта 2005 года по месту работы в целях последующего предоставления им жилых помещений по договору социального найма (где значится в том числе и Двегубская О.Н), для включения их в единый реестр Министерства обороны РФ, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений. Названное письмо получено уполномоченным специализированным подразделением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, о чем свидетельствует штамп 1-го отдела "Западное РУЖО" Министерства обороны РФ от 04 октября 2011 года за вх. N 9.
Совокупностью имеющихся в деле доказательств подтверждается факт признания истца нуждающейся в получении жилого помещения для постоянного проживания до 01 марта 2005 года, поскольку до образования Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (в 2010 году) жилищные права граждан, состоящих на жилищном учете при войсковых частях Министерства обороны РФ, реализовывались в соответствии с положениями приказа Министра обороны РФ 2000 года N 80 жилищными комиссиями и командирами воинских частей.
Материалами дела также подтверждено, что в настоящее время Двегубская О.Н. и члены ее семьи (всего 2 человека) проживают в одной комнате общежития по адресу: *. Решения о снятии Двегубской О.Н. с жилищного учета по основаниям и в порядке, предусмотренном ст. 56 ЖК РФ на момент обращения в суд с настоящим иском не принималось, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
При разрешении спора, судом также учтено, что отсутствие в Министерстве обороны РФ надлежащего взаимодействия между уполномоченными органами в переходный период ликвидации жилищных комиссий и образования Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ не должно оказывать влияния на реализацию жилищных прав граждан.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 25 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Ольдеева Б.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.