Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Мызниковой Н.В.,
судей Лобовой Л.В, Рачиной К.А.
при секретаре Решетовой К.П.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В, гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г.Москве и Московской области на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 13 ноября 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-ГУПФ РФ N 2 по г. Москве и Московской области от 25 мая 2016 года (протокол N 468 от 25 мая 2016 года) об отказе фио в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области включить в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 25.08.1997 г. по 31.08.1998 г. в Средней школе N * г.Тамбова в должности педагога-организатора, с нагрузкой учителя истории 6 ч. в неделю в должности педагога-организатора, с 01.09.1998 г. по 05.04.1999 г. в должности заместителя директора по воспитательной работе на 0,5 ставки, с 10.10.2006 г. по 28.07.2008 г. - работа в должности заместителя директора по воспитательной работе в АНО "Школа N5", с 11.08.2008 г. по 25.03.2016 г. работа в должности заместителя директора по воспитательной работе в АНО "Средняя общеобразовательная школа "ИНТЕК".
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области назначить фио досрочную страховую пенсию по старости с 25 марта 2016 года.
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с иском к ГУ- Главное управление Пенсионного фонда РФ N 2 по г.Москве и Московской области о признании незаконным решения комиссии, обязании назначить досрочную страховую пенсии по старости.
В обосновании заявленных требований указал, что 25.03.2016 г. обратился к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости на льготных условиях, решением от 23.05.2016 г. в назначении пенсии по основаниям п.19 ч.1 ст. 30 Закона "О страховых пенсиях" ему было отказано в связи с отсутствием специального стажа. При этом, в специальный трудовой стаж не были засчитаны периоды работы с 25.08.1997 г. по 31.08.1998 г. в должности педагога-организатора в средней школе N **г.Тамбова, поскольку указанная должность не предусмотрена Списком от 06.09.1991 г. N***; с 01.09.1998 г. по 05.04.1999 г. в должности заместителя директора по воспитательной работе на 0,5 ставки с сохранением ставки педагога-организатора в средней школе N 32 г.Тамбова, поскольку индивидуальные сведения представлены работодателем без указания кода льготы; с 10.10.2006 г. по 28.07.2008 г. в должности заместителя директора по воспитательной работе в АНО "Школа N5", поскольку не представилось возможность установить тип учреждения, индивидуальные сведения представлены работодателем без указания кода льготы; с 11.08.2008 г. по 25.03.2016 г. в должности заместителя директора по воспитательной работе АНО "Средняя общеобразовательная школа "ИНТЕК", поскольку не представляется возможным установить тип учреждения.
С указанным решением истец не согласен, просил признать его незаконным, включить в подсчет специального стажа указанные периоды работы.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить представитель ГУ-ГУ ПФР N 2 по г.Москве и МО.
Истец, представитель ответчика в заседание судебной коллегии не явились, о дне рассмотрения дела извещены, истец воспользовалась правом на ведение дела через представителя, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, заслушав представителя истца по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 года решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющим требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п. "м" п.1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в том числе, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В данном Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный трудовой стаж, предусмотрена должность учителя в общеобразовательных учреждениях: школы всех наименований, гимназия, центр образования, а также в образовательных учреждениях для детей школьного и младшего школьного возраста: начальная школа (школа) - детский сад.
Как установлено судом и следует из материалов дела, фио, *** года рождения, обратился 25.03.2016 года в Клиентскую службу "г.Звенигород и г.Краснознаменск" с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с протоколом заседания комиссии ГУ - ГУ ПФР N 2 по г.Москве и Московской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 23.05.2016 года N468, в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение фио включены периоды работы общей продолжительностью 13 лет 11 месяцев 17 дней.
В стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение фио не включены, в том числе, следующие периоды работы:
- с 25.08.1997 г. по 05.04.1999 г. работа в Средней школе N ** г.Тамбова в должности педагога-организатора, с нагрузкой учителя истории 6 ч. в неделю в должности педагога-организатора, а с 01.09.1998 г. - заместителя директора по воспитательной работе на 0,5 ставки, поскольку должность педагог-организатор не предусмотрена Списком от 06.09.1991 г. N 463, индивидуальные сведения представлены работодателем без указания кода льготы;
- с 10.10.2006 г. по 28.07.2008 г. работа в должности заместителя директора по воспитательной работе в АНО "Школа N5", так как не представилось возможным установить тип учреждения, индивидуальные сведения представлены работодателем без указания кода льготы;
- с 11.08.2008 г. по 25.03.2016 г. работа в должности заместителя директора по воспитательной работе в АНО "Средняя общеобразовательная школа "ИНТЕК", поскольку не представляется возможным установить тип учреждения.
Комиссией было принято решение отказать фио в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ.
Истец претендовал на включение указанных периодов в подсчет его специального стажа, также просила обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости.
Рассматривая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что они подлежат удовлетворению в полном объеме.
Так, удовлетворяя требования истца о включении периода работы с 25.08.1997 г. по 05.04.1999 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, суд исходил из того, что в вышеуказанный спорный период истец, работая в должности учителя, совмещая при этом должность педагога-организатора, вырабатывал необходимую педагогическую нагрузку, осуществлял педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Указанные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой истца, справкой Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 9", из которой следует, что фио работал в средней общеобразовательной школе N** г.Тамбова в должности педагога-организатора, заместителя директора по воспитательной работе, учителя истории. Продолжительность рабочего времени с 25.08.1997 г. по 05.04.1999 г. - педагогом-организатором - 0,75 ставки, - заместителем директора по воспитательной работе - 0,5 ставки, учителем истории - 6 часов. Работа в должности педагога-организатора средней общеобразовательной школе N32 г.Тамбова заключалась в организации и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий согласно общешкольного плана воспитательной работы, организации индивидуальной воспитательной работы с обучающимися, организации методического сопровождения деятельности классных руководителей и педагогов дополнительного образования и анализе их работы.
На основании приказа директора средней общеобразовательной школы N** г.Тамбова от 16.04.1998 г. N** фио были тарифицированы часы истории в 8-х классах (6 часов).
Исходя из Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный трудовой стаж, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанными выводами суда первой инстанции и не находит оснований для отмены решения в данной части.
Вместе с тем, с выводом суда о включении в специальный трудовой стаж периодов работы истца с 10.10.2006 г. по 28.07.2008 г. - работа в должности заместителя директора по воспитательной работе в АНО "Школа N5", с 11.08.2008 г. по 25.03.2016 г. работа в должности заместителя директора по воспитательной работе в АНО "Средняя общеобразовательная школа "ИНТЕК" судебная коллегия согласиться не может, при этом, исходит из следующего.
Как усматривается из вышеприведенных Списков, в разделе "наименование учреждений" закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, автономные некоммерческие организации, товарищества с ограниченной ответственностью, "некоммерческие партнерства", одним из видов деятельности которых является осуществление общеобразовательной деятельности, не указаны.
В соответствии с п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; техникум; колледж; училище; лицей.
Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений; исходя из п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение), при этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Каких-либо данных о том, что Автономная некоммерческая организация "Школа N 5", Автономная некоммерческая организация "Средняя общеобразовательная школа ИНТЕК" являлись учреждениями и впоследствии была изменена организационно-правовая форма этих учреждений, в материалах дела не имеется, равно как не имеется и доказательств того, что в составе указанных организаций имелись структурно выделенные подразделения, перечисленные в п.13 Правил.
Устанавливая в Федеральном законе "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с педагогической деятельностью в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.
Учитывая изложенное, решение суда в части обязания ответчика включить в подсчет специального стажа истца периоды работы в АНО "Школа N 5" с 10.10.2006 г. по 28.07.2008 г, в АНО "Средняя общеобразовательная школа "ИНТЕК" с 11.08.2008 г. по 25.03.2016 г. подлежит отмене, в удовлетворении заявленных требований в данной части следует отказать.
Соответственно подлежит отмене решение суда и в части обязания ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 25.03.2016 г, так как специальный стаж истца на указанную дату составлял менее требуемых 25 лет, в удовлетворении иска в этой части также следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда года Москвы от 13 ноября 2017 года в части обязания Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области включить в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 10.10.2006 г. по 28.07.2008 г. в должности заместителя директора по воспитательной работе в АНО "Школа N5", с 11.08.2008 г. по 25.03.2016 г. в должности заместителя директора по воспитательной работе в АНО "Средняя общеобразовательная школа "ИНТЕК", обязания Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области назначить фио досрочную страховую пенсию по старости с 25.03.2016 г. отменить, принять в указанной части новое решение:
В удовлетворении иска фио к Государственному учреждению - Главное управление ПФР N 2 по г.Москве и Московской области об обязании Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области включить в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 10.10.2006 г. по 28.07.2008 г. в должности заместителя директора по воспитательной работе в АНО "Школа N5", с 11.08.2008 г. по 25.03.20016 г. в должности заместителя директора по воспитательной работе в АНО "Средняя общеобразовательная школа "ИНТЕК", обязания Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области назначить фио досрочную страховую пенсию по старости с 25.03.2016 г, отказать.
В остальной части решение Кунцевского районного суда г.Москвы от 13 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г.Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.