Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Владимировой Н.Ю,
судей Рачиной К.А, Нестеровой Е.Б,
при секретаре Иосебашвили Э.Х,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А,
гражданское дело по апелляционной жалобе Ситникова Андрея Николаевича
на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 03 ноября 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Ситникова Андрея Николаевича к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области о назначении пенсии отказать,
УСТАНОВИЛА:
Ситников А.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области о назначении пенсии, просил признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением - 12 июля 2016 г.
Требования мотивированы тем, что Ситников А.Н. является получателем пенсии за выслугу лет, как военнослужащий. Также истец является ветераном подразделения особого риска РФ, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии на атомной подводной лодке. Льготы ветеранов подразделения особого риска приравнены к льготам участников ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. Истец имеет страховой стаж 15 лет 01 месяц 11 дней, достиг возраста 50 лет, является лицом, подвергшимся воздействию радиации, в связи с чем, полагает, что имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. 12 июля 2016 г истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ответчика от 25 августа 2016 г. (протокол N ****) истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием права, что, по мнению истца, является незаконным.
Истец и его представитель в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержали.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого, по доводам апелляционной жалобы, просит Ситников А.Н.
Проверив материалы дела, выслушав истца Ситникова А.Н, представителя Ерохина Ю.В, представителя ответчика Баландину Н.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (статья 39, часть 1).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п раво на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с положениями п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (в редакции, действующей с 01 января 2015 г.) военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным Законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 28.1 Закона РФ "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15 мая 1991 г. пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, в порядке, предусмотренном ст. 30-37 Закона N 1244-1. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
В силу абзаца 5 ст. 28.1 Закона РФ N 1244-1 от 15 мая 1991 г, в редакции, действующей с 01 января 2015 г, по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе, назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
Таким образом, пенсия по старости, назначаемая указанной категории граждан страховой не является.
В соответствии с ч. 1 с. 30 Закона РФ N 1244-1 от 15 мая 1991 г. гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", лицам, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 1 настоящего Постановления, не имеющим инвалидности, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, частью первой статьи 30 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также частями первой и второй статьи 39 этого Закона в части компенсаций, предусмотренных для инвалидов III группы.
Как следует из материалов дела, Ситников А.Н, ***** года рождения, является военным пенсионером, ему назначена пенсия за выслугу лет.
Ситников А.Н. является ветераном подразделения особого риска Российской Федерации и согласно удостоверению серии *** N ******* от 14 апреля 1998 г. имеет право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в п.п. "в" п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2123-1.
12 июля 2016 года Ситников А.Н. обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости военнослужащим (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" как военный пенсионер подразделения особого риска Российской Федерации, принимавший участие в ликвидации последствий аварии на атомной подводной лодке.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления назначения, перерасчета и выплаты пенсий, ЕДВ и других социальных выплаты ГУ - ГУ ПФР N 3 по городу Москве и Московской области от 25 августа 2016 года (протокол N ********) Ситникову А.Н. отказано в назначении страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии) в связи с отсутствием права, до достижения общеустановленного возраста, поскольку военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, страховая пенсия по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии) со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке, предусмотренном статьями 30-37 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1, назначена быть не может.
Рассматривая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что они удовлетворению не подлежат, указав, что военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф, страховая пенсия по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии) со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке, предусмотренном статьями 30-37 Закона РФ "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15 мая 1991 г, назначена быть не может, так как пенсии, назначаемые в соответствии с Законом "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", страховыми пенсиями не являются. Ситников А.Н, ********* года рождения, являющийся получателем пенсии по линии МО РФ, не достиг возраста для назначения ему страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты) в соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", ст. 8 Закона "О страховых пенсиях".
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, так как он отвечает требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты, позиция истца основана на неправильном толковании норм действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 03 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ситникова А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.