Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Климовой С.В.,
судей Лобовой Л.В, Дегтеревой О.В,
при секретаре Долгой И.И.
с участием прокурора Храмовой О.П.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе фио на решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 05 декабря 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к ГБУДО г. Москвы "ДШИ N7", и.о. директора ГБУДУ г. Москвы "ДШИ N7", фио об оформлении акта несчастного случая на производстве, взыскании в счет возмещения вреда здоровью утраченного заработка за дни нетрудоспособности, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов, - отказать.
Установила:
Истец фио обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению дополнительного образования города Москвы "Детская школа искусств N 7", исполняющему обязанности директора фио об обязании составить акт о несчастном случае на производстве по форме, утвержденной постановлением Минтруда России от 24.10.2002 г. N 73, взыскании в счет возмещения вреда здоровью утраченного заработка за дни нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в размере 40% от среднего заработка, компенсации морального вреда в размере 120 000 руб, судебных расходов в размере 35 488 руб.
В обоснование заявленных требований истец указала, что с 01.09.2013 г. на основании трудового договора с Государственным бюджетным учреждением дополнительного образования г. Москвы "Детская школа искусств N 17" была принята на должность преподавателя, 15.05.2017 г. фио была вызвана бригада скорой помощи, истец была госпитализирована в ГБУЗ "Городская клиническая больница им. фио Департамента Здравоохранения г. Москвы", в связи с тем, что исполняющая обязанности директора школы фио, зная о ее беременности, целенаправленно создала для нее стрессовую ситуацию на рабочем месте, угрожала увольнением, запугивала объявлением выговора, обвиняла в нарушении трудовой дисциплины, что привело истца к состоянию сильного испуга и приступу боли.
В судебном заседании представители истца фио, фио, исковые требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям, на удовлетворении иска настаивали.
Ответчик фио, представитель ответчика Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования города Москвы "Детская школа искусств N 7" по доверенности фио исковые требования не признали.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить истец фио
В заседание судебной коллегии истец фио, ответчик фио представитель третьего лица Департамент культуры г. Москвы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
В силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, ответчика фио, представителя третьего лица.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав представителя истца по доверенности фио поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования города Москвы "Детская школа искусств N 7" по доверенности фио, заключение прокурора Храмовой О.П, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Согласно ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; а также обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.
Согласно ст. 184 ТК РФ при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника.
В соответствии со ст. 227 Трудового кодекса Российской Федерации расследованию и учету в соответствии с настоящей главой подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли:
в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;
при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;
при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;
при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и другие);
при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время;
при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.
В силу статьи 228 ТК РФ при несчастных случаях, указанных в статье 227 настоящего Кодекса, работодатель (его представитель) обязан:
немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;
принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);
немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего;
принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии с настоящей главой.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 24.07.1998 г N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" несчастный случай на производстве - событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
В соответствии с разъяснениями, указанными в п.9 постановления Пленума ВС РФ от 10.03.2011 г N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
в силу положений статьи 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ и статьи 227 ТК РФ несчастным случаем на производстве признается событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении обязанностей по трудовому договору или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем или совершаемых в его интересах как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем (или на личном транспортном средстве в случае его использования в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) либо по соглашению сторон трудового договора), и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
При этом следует учитывать, что событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком, также может быть отнесено к несчастным случаям на производстве.
В связи с этим для правильной квалификации события, в результате которого причинен вред жизни или здоровью пострадавшего, необходимо в каждом случае исследовать следующие юридически значимые обстоятельства:
относится ли пострадавший к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя ( часть вторая статьи 227 ТК РФ);
указано ли происшедшее событие в перечне событий, квалифицируемых в качестве несчастных случаев ( часть третья статьи 227 ТК РФ);
соответствуют ли обстоятельства (время, место и другие), сопутствующие происшедшему событию, обстоятельствам, указанным в части третьей статьи 227 ТК РФ;
произошел ли несчастный случай на производстве с лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ( статья 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ);
имели ли место обстоятельства, при наличии которых несчастные случаи могут квалифицироваться как не связанные с производством (исчерпывающий перечень таких обстоятельств содержится в части шестой статьи 229.2 ТК РФ), и иные обстоятельства.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 227 ТК РФ и п. 3 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 года N73, расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены телесные повреждения (травмы), если указанные события произошли на территории организации, других объектах и площадях, закрепленных за организацией на правах владения либо аренды (далее - территория организации), либо в ином месте работы в течение рабочего времени (включая установленные перерывы), в том числе во время следования на рабочее место (с рабочего места), а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п. перед началом и после окончания работы, либо при выполнении работ за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Специальная комиссия, руководствуясь при расследовании несчастного случая ст. ст. 229, 229.1, 229.2, 229.3, 230, 230.1 ТК РФ и Положением "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях", утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 N73, устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая и определяет, были ли действия пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решает вопрос об учете несчастного случая, руководствуясь требованиями п. п. 2, 3 Положения, и квалифицирует несчастный случай как связанный с производством или как несчастный случай, не связанный с производством.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 01.09. 2013 года между истцом и ответчиком был заключен трудовой договор N 38/09-2013 в соответствии с которым, фио принята на должность преподавателя.
15.05.2017 года фио было вручено уведомление, составленное на основании докладной записки костюмера школы фио, о предоставлении письменного объяснения причин несоблюдения Правил внутреннего трудового распорядка школы - нахождения учащихся в костюмерной без ее сопровождения, что привело к последующему конфликту с участием фио
15.05.2017 г. истцу была вызвана бригада скорой помощи, которой фио была госпитализирована в ГБУЗ "Городская клиническая больница им. фио Департамента Здравоохранения г. Москвы".
В период с 15.05.2017 г. 02.06.2017 г. фио была нетрудоспособна, что подтверждается листками нетрудоспособности.
В период с 15.05.2017 г. по 17.05. 2017 г. фио находилась на стационарном лечении в ГБУЗ "Городская клиническая больница им. фио Департамента Здравоохранения г. Москвы" с диагнозом: беременность 12-13 недель, угрожающий выкидыш, хронический гастродуоденит, аневризма межпредсердной перегородки.
18.05.2017 года в Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования города Москвы "Детская школа искусств N 7" состоялось заседание комиссии по расследованию несчастного случая, которой было решено не признавать произошедшее 15.05.2017 г. с фио на рабочем месте несчастным случаем.
Постановлением участкового уполномоченного полиции Отдела МВД России по Лосиноостровскому району г.Москвы от 23.09.2017 г. отказано в возбуждении уголовного дела по обращению фио на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ в связи с отсутствием состава преступления.
Установив указанные обстоятельства, оценив представленные доказательства, в том числе показания допрошенных свидетелей, руководствуясь приведенными положениями закона, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для квалификации указанных в иске обстоятельств, несчастным случаем, произошедшим на производстве, отсутствии оснований для обязания ответчика составить акт о несчастном случае.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам, поскольку доказательств, подтверждающих повреждения здоровья на рабочем месте, в рабочее время и при исполнении своих трудовых обязанностей или работ по заданию работодателя, или осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем, либо совершаемых в его интересах, в ходе рассмотрения дела не представлено.
Наличие трудовых отношений между работником и работодателем само по себе не может иметь определяющего значения при квалификации несчастного случая и определять его связь с производством.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не дал должной оценки представленным истцом доказательствам, подтверждающим заявленные требования, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку суд первой инстанции оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ст.67 ГПК РФ). Несогласие заявителя с оценкой указанных доказательств не является основанием для отмены решения.
Ссылки фио в апелляционной жалобе на п.1.2 Инструкции по охране труда, в которой указан вредный производственный фактор - нервно-психические перегрузки, что по мнению истца, имело место быть в сложившейся конфликтной ситуации; на то, что работодателем не соблюдены требования охраны труда беременных женщин не могут являться основанием для отмены судебного решения, поскольку направлены на переоценку обстоятельств и доказательств по делу, оснований для переоценки судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает в обжалуемом решении нарушения или неправильного применения норм как материального, так и процессуального права, доводы апелляционной жалобы, проверенные в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 05 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.