Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Дегтеревой О.В, Лобовой Л.В,
при секретаре Долгой И.И,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Киринской Т.Н. на решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 21 сентября 2017 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Киринской Т.Н. к УСЗН СВАО г. Москвы о признании права на присвоение звания "Ветеран труда" - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Киринская Т.Н. 08.08.2017 обратилась в суд с иском к отделу социальной защиты населения районов Северное и Южное Медведково Северо-Восточного административного округа города Москвы (далее - ОСЗН районов Северное и Южное Медведково СВАО г. Москвы) о признании права на присвоение звания "Ветеран труда", мотивируя обращение тем, что в период проведения Всероссийской переписи населения 2010 года работала в территориальном органе Мосгорстата заведующей переписным участком района Южное Медведково, за работу была награждена грамотой главой управы района Южное Медведково и ведомственным знаком отличия Росстата - медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года", что было представлено истцом ответчику в целях выдачи удостоверения "Ветеран труда", однако в присвоении звания "Ветеран труда" ответчиком отказано, что истец полагает незаконным, нарушающим ее права.
Определением суда от 07.09.2017 произведена замена ненадлежащего ответчика ОСЗН районов Северное и Южное Медведково СВАО г. Москвы на надлежащего - Управление социальной защиты населения Северо-Восточного административного округа города Москвы (далее - УСЗН СВАО г. Москвы) (л.д. 51).
В судебном заседании представитель истца требования поддержал; представитель ответчика иск не признала.
21.09.2017 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Киринская Т.Н. по доводам своей апелляционной жалобы и дополнений к ней, подписанных представителем по доверенности Дубининым Н.В.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Киринской Т.Н. по доверенности Дубинин Н.В. доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений поддержал; представитель ответчика УСЗН СВАО г. Москвы по доверенности Лемешевская Т.И. против удовлетворения жалобы возражала.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Киринская Т.Н, *** года рождения, имеющая трудовой стаж продолжительностью 33 года, с *** года являющаяся получателем трудовой пенсии по старости, в период с 13.09.2010 по 11.11.2010 выполняла работу в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по г. Москве в связи с проведением Всероссийской переписи населения и приказом Росстата от 27.04.2012 N 203 награждена ведомственным знаком отличия Росстата - медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года", а также грамотой главы управы района Южное Медведково города Москвы за большую организаторскую работу по подготовке к проведению Всероссийской переписи населения 2010 года (л.д. 9-14, 29-30).
*** Киринская Т.Н. обратилась в ОСЗН районов Северное и Южное Медведково УСЗН СВАО г. Москвы с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", представив указанный ведомственный знак как основание для присвоения звания "Ветеран труда", в ответе на которое от *** N *** истцу сообщено об отсутствии правовых оснований присвоения звания "Ветеран труда" и выдаче соответствующего удостоверения, поскольку представленная медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" не включена в перечень наград системы органов статистики, утвержденных приказами Росстата N 100 от 06.07.2006, N 587 от 30.09.2014 и N 455 от 30.08.2016, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" (л.д. 7-8).
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" в редакции, действующей на момент обращения Киринской Т.Н. к ответчику, рассмотрении им заявления и рассмотрения дела в суде, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда определены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы и ветераны труда, и для каждой категорий граждан установлены определенные меры социальной защиты (ст. 1).
В силу ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подп. 1); лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2).
Положения ст. 7 указанного закона в редакции, действовавшей до 01.07.2016, предусматривали, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подп. 1), награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2).
Из системного толкования положений ст.ст. 1, 7 Федерального закона "О ветеранах" как в ранее действовавшей, так и в действующей редакции, следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, в связи с чем определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий продолжительного добросовестного труда, учитывая, что ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", относя к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, направлена на учет особых трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; на основании ст.ст. 10, 22 указанного закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; согласно п.п. 2, 3.1 ст. 26.3 указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ; такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у города Москвы как субъекта Российской Федерации имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".
В развитие приведенных положений федерального законодательства в городе Москве принято постановление Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", регулирующее порядок присвоения такого звания.
Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утверждено постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", в п. 2 которого указано, что з вание "Ветеран труда" присваивается гражданам: награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подп. 2.1.); награжденным по состоянию на 30.06.2016 ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подп. 2.1.1); начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2.2.).
Приказом Федеральной службы государственной статистики (Росстат) от 08.10.2010 N 345 утвержден знак отличия - медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года". Согласно указанному приказу ведомственный знак отличия Федеральной службы государственной статистики - медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" учрежден в целях поощрения и морального стимулирования работников системы Федеральной службы государственной статистики, работников внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, лиц, привлекавшихся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов, работников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также работников организаций, независимо от форм собственности, принимавших активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.
При этом приказом Росстата от 30.09.2014 N 587, действовавшим в спорный период, были учреждены знаки отличия в системе органов государственной статистики: почетное звание "Почетный работник государственной статистики"; Почетная грамота Федеральной службы государственной статистики; Благодарность руководителя Федеральной службы государственной статистики; нагрудный знак "За вклад в развитие государственной статистики"; действующий на момент разрешения спора в суде приказ Росстата от 30.08.2016 N 455 к ведомственным наградам Федеральной службы государственной статистики относит Почетную грамоту Росстата, Благодарность руководителя Росстата и Нагрудный знак "За вклад в развитие государственной статистики"; указанные ведомственные награды Росстата являются формой поощрения федеральных государственных гражданских служащих и работников центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций Росстата, работников и коллективов других ведомств и организаций, а также граждан Российской Федерации и иностранных граждан, оказывающих содействие в решении задач, возложенных на Росстат.
Таким образом, деятельность лиц, привлеченных к участию по подготовке и проведению переписи населения, представляла собой не постоянную трудовую деятельность, а временное участие в сборе статистической информации о демографических, экономических и социальных процессах, выполнялась в краткосрочный период на основании договора подряда, без зачисления их в штат организации, в то время как определяющее значение для решения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет наличие необходимого стажа и факт признания особых трудовых заслуг гражданина по месту его работы, поэтому не любой знак отличия, учрежденный министерством или ведомством, может служить основанием для присвоения звания, а лишь знак, отмечающий особые заслуги в труде.
Разрешая требования истца на основании собранных доказательств, суд правильно применил вышеуказанные нормы законодательства и пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных нормативными актами оснований для удовлетворения иска Киринской Т.Н, поскольку представленные истцом медаль и грамота не относятся к знакам отличия в труде, наличие которых является одним из условий для признания лица ветераном труда, ввиду того, что указанные награды не могут рассматриваться как ведомственные знаки отличия в труде или награды за продолжительный добросовестный труд, а следовательно, и явиться основанием для предоставления указанному лицу мер социальной поддержки, предоставляемых государством за счет средств соответствующего бюджета, учитывая, что критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, отмеченный соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти.
Проверяя доводы апелляционной жалобы истца о нарушении норм процессуального права в виде замены ответчика, к которому истцом заявлены требования, без согласия истца, допуска к участию в деле в качестве представителя ответчика лица, полномочия которого надлежащим образом оформленной доверенностью не подтверждены, а также недопуска к участию в деле к качестве представителя истца К* судебная коллегия приходит к выводу об их несостоятельности.
Так, согласно выписке из ЕГРЮЛ (л.д. 33-48) по состоянию на 07.09.2017 юридическим лицом является УСЗН СВАО г. Москвы, реорганизованным путем присоединения к нему ранее существовавших управлений социальный защиты населения районов, в том числе УСЗН районов Северное и Южное Медведково СВАО г. Москвы.
В соответствии с Положением о Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 08.09.2015 N 566-ПП, Департамент является юридическим лицом и создает территориальные подразделения - управления социальной защиты населения города Москвы, являющиеся юридическими лицами, которые действуют на основании положений о них, утверждаемых правовыми актами Департамента, имеют бланки и печати с изображением герба города Москвы (п. 10); согласно Положению об Управлении социальной защиты населения Северо-Восточного административного округа города Москвы, Управление является юридическим лицом, в его составе находятся на правах обособленных подразделений отделы социальной защиты населения, в том числе отдел районов Северное и Южное Медведково.
В силу ч. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии со ст. 36 ГПК РФ гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов.
Таким образом, правом быть истцом и ответчиком в суде обладают юридические лица.
При таких данных, отдел социальной защиты населения районов Северное и Южное Медведково, не являющийся юридическим лицом, не обладает гражданской, в том числе процессуальной, правоспособностью, и не обладает правом быть истцом или ответчиком в суде, в связи с чем принятие судом определения от 07.09.2017 является правомерным.
Доверенность, на основании которой представитель УСЗН СВАО г. Москвы действует в суде (л.д. 56), соответствует требованиям ст.ст. 185.1, 186 ГК РФ, содержит дату ее выдачи 22.06.2017 на срок до 01.07.2018 и подписана руководителем юридического лица, в связи с чем допуск представителя ответчика к участию в судебном заседании является правомерным.
Учитывая, что истец Киринская Т.Н. непосредственного участия в судебном заседании 21.09.2017 не принимала, то оснований для применения положений ч. 6 ст. 53 ГПК РФ для допуска в качестве представителя истца иного лица у суда не имелось; при этом доверенность, выданная истцом Дубинину Н.В, содержит запрет на передоверие.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, а апелляционная жалоба истца не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 21 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Киринской Т.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.