Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Владимировой Н.Ю.
судей Лобовой Л.В, Рачиной К.А.
при секретаре Сихарулидзе А.Т.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Главного Управления ПФР N 2 по г. Москве и Московской области на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 26 марта 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования фио к ГУ - ГУ ПФР N 2 по г.Москве и Московской области об обязании выплатить пенсию по случаю потери кормильца - удовлетворить.
Обязать ГУ - ГУ ПФР N 2 по г.Москве и Московской области выплатить фио пенсию по случаю потери кормильца за период с 01 сентября 2015 г. по 16 ноября 2015 г.
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратилась в суд к Государственному учреждению - Главное управление ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с иском об обязании выплатить пенсию по случаю потери кормильца за период с 01 сентября 2015 г. по 16 ноября 2015 г.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что является получателем пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст.ст.9, 16 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Приказом N 2462-ас от 10.08.2010 г. фио была зачислена на 1 курс социологического факультета МГУ им.фио. В течение срока выплаты пенсии по случаю потери кормильца каждый семестр необходимо подтверждать факт обучения как основание для права на получение указанной пенсии. По независящим от истца обстоятельствам (несвоевременное издание приказа от 16.11.2015 г. N 349-ас, в котором указана дата зачисления - 01 сентября 2015 г.) в начале учебного года истцу была выдана справка, подтверждающая ее обучение на 1 курсе магистратуры социологического факультета МГУ им.фио.
Однако сотрудники ГУ - ГУ ПФР N 2 по г.Москве и Московской области данную справку, как документ, подтверждающий обучение, не приняли, в связи с чем выплата пенсии по случаю потери кормильца началась только с 16.11.2015 г.
Истец полагает данное решение незаконным, просила суд обязать ответчика выплатить пенсию по потери кормильца с 01.09.2015 г. по 16.11.2015 г.
Истец фио в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности фио в судебное заседание явился, заявленные требования не признал по доводам письменных возражений.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области.
В заседание судебной коллегии стороны не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не представили.
В силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора допущено не было.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
Согласно ст.11 Федерального закона от 15.12.2011 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
В силу ст.13 Федерального закона от 15.12.2011 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О страховых пенсиях", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 9 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
Судом установлено, что фио, 05.01.1993 года рождения, является получателем пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст.ст.9, 16 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Приказом N ***от 10.08.2010 г. фио была зачислена на 1 курс социологического факультета МГУ им.фио. Срок обучения с 01.09.2010 г. по 30.06.2015 г, что подтверждается справкой указанного учебного заведения от 06.12.2010 г. N 2452/с.
Приказом N 3493-ас от 16.11.2015 г. фио была зачислена на 1 курс очной (дневной) формы обучения магистратуры социологического факультета МГУ им.фио по основной образовательной программе. Начало обучения 01 сентября 2015 г, окончание обучения 30 июня 2017 г.
Из объяснений истца следует, что приказ о зачислении на 1 курс очной формы обучения магистратуры, в котором указана дата зачисления - 01 сентября 2015 г, был издан несвоевременно, по независящим от истца обстоятельствам, не в начале срока обучения, а только 16.11.2015 г. Однако, сотрудники ответчика такую справку, как документ подтверждающий обучение истца, не приняли, в связи с чем, выплата пенсии по случаю потери кормильца началась только с 16.11.2015 г.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований закона, правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку фио, 05.01.1993 года рождения, на период прекращения выплаты - с 01.09.2015 г. по 16.11.2015 г. не утратила статус нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, обучалась по очной форме в образовательном учреждении - МГУ им.фио в качестве магистранта 1 года обучения социологического факультета, не достигла возраста 23-х лет.
Доводы ответчика о том, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца с 16.11.2015 г, исходили из приказа о зачислении N *** от 16.11.2015 г, судом обоснованно признаны несостоятельными, так как в данном приказе определена дата начала обучения - 01 сентября 2015 г, издание приказа не зависит от истца.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции в указанной части является законным и отмене не подлежит.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм закона, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда в данной части.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 26 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного Управления ПФР N 2 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.