Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Шаровой О.В, Егоровой Ю.Г,
при секретаре Чудиной А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 24 августа 2017 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление Акционерного общества "Малаб-Инвест" об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *****, площадью 28 827,1 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 428 903 813 (четыреста двадцать восемь миллионов девятьсот три тысячи восемьсот тринадцать) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *****, площадью 13 693,8 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 613 449 711 (шестьсот тринадцать миллионов четыреста сорок девять тысяч семьсот одиннадцать) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *****, площадью 608,9 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 32 799 167 (тридцать два миллиона семьсот девяносто девять тысяч сто шестьдесят семь) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *****, площадью 11 765,2 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 511 415 391 (пятьсот одиннадцать миллионов четыреста пятнадцать тысяч триста девяносто один) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *****, площадью 12 719 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 551 486 979 (пятьсот пятьдесят один миллион четыреста восемьдесят шесть тысяч девятьсот семьдесят девять) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *****, площадью 9 385,9 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 403 297 714 (четыреста три миллиона двести девяносто семь тысяч семьсот четырнадцать) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *****, площадью 11 547,1 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 498 957 112 (четыреста девяносто восемь миллионов девятьсот пятьдесят семь тысяч сто двенадцать) рублей.
Датой подачи заявления Акционерного общества "Малаб-Инвест" о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений считать 23 декабря 2016 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки",
УСТАНОВИЛА:
АО "Малаб-Инвест" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просило установить по состоянию на 01 января 2014 года кадастровую стоимость, равную рыночной, нежилых помещений, расположенных по адресу: *****: с кадастровым номером *****, площадью 28 827,1 кв.м - в размере 428 903 813 рублей; с кадастровым номером *****, площадью 13 693,8 кв.м - в размере 613 449 711 рублей; с кадастровым номером *****, площадью 608,9 кв.м - в размере 32 799 167 рублей; с кадастровым номером *****, площадью 11 765,2 кв.м - в размере 511 415 391 рублей; с кадастровым номером *****, площадью 12 719 кв.м - в размере 551 486 979 рублей; с кадастровым номером *****, площадью 9 385,9 кв.м - в размере 403 297 714 рублей; с кадастровым номером *****, площадью 11 547,1 кв.м - в размере 498 957 112 рублей.
В обоснование требований административный истец указал, что установленная кадастровая стоимость объектов, принадлежащих ему на праве собственности, является завышенной.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что АО "Малаб-Инвест" является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: *****: с кадастровым номером *****, площадью 28 827,1 кв.м; с кадастровым номером *****, площадью 13 693,8 кв.м; с кадастровым номером *****, площадью 608,9 кв.м; с кадастровым номером *****, площадью 11 765,2 кв.м; с кадастровым номером *****, площадью 12 719 кв.м; с кадастровым номером *****, площадью 9 385,9 кв.м; с кадастровым номером *****, площадью 11 547,1 кв.м.
По состоянию на 1 января 2014 года кадастровая стоимость нежилых помещений определена в размере 1 438 348 333,47 руб, 683 261 736,66 руб, 30 381 491,73 руб, 587 032 889,64 руб, 634 623 408,30 руб, 468 316 050,63 руб, 576 150 637, 47 руб. соответственно.
Оспаривая названную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет ООО "РР групп" от 19 декабря 2016 года.
Против удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены письменные пояснения.
Определением суда от 14 июня 2017 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту АНО "Экспертная Компания "Синергия".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 13 июля 2017 года отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость нежилых помещений, расположенных по адресу: *****, составила: с кадастровым номером *****, площадью 28 827,1 кв.м - 428 903 813 рублей; с кадастровым номером *****, площадью 13 693,8 кв.м - 613 449 711 рублей; с кадастровым номером *****, площадью 608,9 кв.м - 32 799 167 рублей; с кадастровым номером *****, площадью 11 765,2 кв.м - 511 415 391 рублей; с кадастровым номером *****, площадью 12 719 кв.м - 551 486 979 рублей; с кадастровым номером *****, площадью 9 385,9 кв.м - 403 297 714 рублей; с кадастровым номером *****, площадью 11 547,1 кв.м - 498 957 112 рублей.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении ( статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объектов недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 24 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.