Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Егоровой Ю.Г,Аванеовой Г.А,
при секретаре Чудиной А.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Шатихина Н.В,на решение Московского городского суда от 28 ноября 2017 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление Молоствовой Ольги Васильевны об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *****, площадью 3914 кв.м, распложенного по адресу: *****, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 97 459 000 (девяносто семь миллионов четыреста пятьдесят девять тысяч) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровыми номером *****, площадью 3914 кв.м, распложенного по адресу: *****, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *****, площадью 3914 кв.м, распложенного по адресу: *****, считать дату обращения МолоствовойО.В. в суд -11 августа 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
Молоствова О.В. обратилась в Московский городской суд с административным иском, уточнив административные исковые требования, просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *****, площадью 3914 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 97 459 000 рублей, в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы.
В обоснование заявленных административных исковых требований истец ссылается на то, что владеет и пользуется спорным земельным участком на условиях договора аренды. По состоянию на 1 января 2016 года кадастровая стоимость объекта недвижимости утверждена в размере 158 376 096 рублей. Поскольку установленная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, нарушаются права и законные интересы истца как арендатора, поскольку влечет увеличение размера арендной платы, расчет которой производится в процентном отношении от кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Представитель административного истца Молоствовой О.В. по доверенности адвокат Крюков В.Ю. в судебном заседании первой инстанции поддержал административные исковые требования с учетом их уточнения в части определения величины рыночной стоимости земельного участка на дату государственной кадастровой оценки.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Кашина Л.А. в судебном заседании первой инстанции возражала против удовлетворения административных исковых требований по доводам письменных пояснений.
Представители Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Управления Росреестра по Москве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель Правительства Москвы и Департамент городского имущества города МосквыШатихин Н.В.
В судебное заседание апелляционной инстанции административный истец Молоствова О.В,представители Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Молоствова О.В. на условиях договора аренды NМ-030254 от 29 декабря 2007 года (в редакции дополнительного соглашения от 19 сентября 2011года) владеет и пользуется земельным участком с кадастровым номером *****, площадью 3914 кв.м, расположенным по адресу: *****.
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 8 февраля 2007 года.
На основании постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 года" утверждена кадастровая стоимость земельного участка в размере 158 376 096 рублей.
Указанные сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Административный истец в силу положений, содержащихся в Постановлении Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве", уплачивает арендные платежи за пользование указанным земельным участком, исходя из его кадастровой стоимости.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Право на обращение арендатора недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с административным иском об определении кадастровой стоимости, соответствующей рыночной, в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, подтверждено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (п. 6).
Административный истец не согласившись с результатами определения кадастровой стоимости земельного участка, оспорила их в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве, путем подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве административному истцу отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, Молоствова О.В. представила отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка N08/17 от 24 марта 2017 года, выполненный оценщиком ООО "Аудиторская и консалтинговая фирма "Топ-Аудит", согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2016 года определена в размере 97 459 000 рублей.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы возражал против представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка, указав на несоответствие данного отчета требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки.
Учитывая наличие возражений относительно представленного отчета об оценке со стороны Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы,определением Московского городского суда по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка N08/17 от 24 марта 2017 года, выполненный оценщиком ООО "Аудиторская и консалтинговая фирма "Топ-Аудит", не соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральному стандарту оценки N1 "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСОN1)", утвержденному приказом Минэкономразвития РФ N297 от 20 мая 2015 года, Федеральному стандарту оценки N2 "Цель оценки, виды стоимости (ФСО N2)", утвержденному приказом Минэкономразвития РФ N298 от 20 мая 2015 года, Федеральному стандарту оценки N2 "требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утвержденному Минэкономразвития РФ N299 от 20 мая 2015 года, Федеральному стандарту оценки N7 "Оценка недвижимости (ФСОN7)", утвержденному приказом Минэкономразвития РФ N611 от 25 сентября 2014 года.
Также заключение содержит вывод эксперта о том, что имеющиеся нарушения не повлияли на итоговую рыночную стоимость объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года. В рамках судебной оценочной экспертизы установлено, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *****, общей площадью 3 914 кв.м, расположенного по адресу: *****, по состоянию на 1 января 2016 года составляет 97 459 000 рублей.
Административный истец согласилась с выводами оценочной судебной экспертизы, уточнила требования, просила установить кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной по заключению эксперта.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы, суд пришел к выводу о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки, утверждённым приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в части, подлежащей применению при производстве судебной экспертизы, отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимости.
Приняв во внимание то, что доказательств об иной рыночной стоимостиуказанного земельного участка, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность экспертного заключения, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному судом между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о повторной экспертизе лицами, участвующими в деле не заявлено, суд установилкадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной по итогам проведенной судебной экспертизы, указав, что в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда правильными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении ( статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости земельного участка в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеют специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Что касается доводов апелляционной жалобы о допущенных экспертом нарушениях при проведении судебной экспертизы, то они не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Определяя рыночную стоимость объекта оценки, эксперт обосновал выбор методов оценки в рамках выбранных подходов. Содержание отчета свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость указанного объекта оценки не является произвольной. Экспертом в заключении дан ответ на поставленные судом вопросы и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта оценки, отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, в отчете приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации, расчеты произведены в рамках используемых экспертом подходов и позволяют объективно определить стоимость объекта оценки по состоянию на 01 января 2016 года.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административный истец, требуя установления рыночной стоимости земельного участка, по существу оспаривает его потенциальную цену продажи и пытается в одностороннем порядке изменить условия договора аренды, не могут быть приняты во внимание, поскольку установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки земельного участка, и внесение её в качестве кадастровой стоимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта его уникальных характеристик. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием к его отмене.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от28 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобуПравительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Колосова С.И.
адм. дело N 33а-1504
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 апреля 2018 года город Москва
Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В,
судей Егоровой Ю.Г, Аванеовой Г.А,
при секретаре Чудиной А.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Шатихина Н.В, на решение Московского городского суда от 28 ноября 2017 года,
руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 28 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.