Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Егоровой Ю.Г,Бондаренко Э.Н,
при секретаре Федосовой Е.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 26 сентября 2017 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление Акционерного общества Универсальный коммерческий банк гуманитарных инвестиций "Новый символ" об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 170 083 348 (сто семьдесят миллионов восемьдесят три тысячи триста сорок восемь) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 23 106 075 (двадцать три миллиона сто шесть тысяч семьдесят пять) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 6 834 139 (шесть миллионов восемьсот тридцать четыре тысячи сто тридцать девять) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 4 954 545 (четыре миллиона девятьсот пятьдесят четыре тысячи пятьсот сорок пять) рублей.
Датой подачи заявления Акционерного общества Универсальный коммерческий банк гуманитарных инвестиций "Новый символ" о пересмотре кадастровой стоимости считать 15 марта 2017 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки,
УСТАНОВИЛА:
Акционерное общество Универсальный коммерческий банк гуманитарных инвестиций "Новый символ" (АО Банк "Новый символ") обратилось в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером *****, общей площадью 2 642,7 кв.м, расположенного по адресу: *****; нежилого здания с кадастровым номером *****, общей площадью 949,2 кв.м, расположенного по адресу: *****; нежилого здания с кадастровым номером *****, общей площадью 243,3 кв.м, расположенного по адресу: *****; нежилого здания с кадастровым номером *****, общей площадью 175,6 кв.м, расположенного по адресу: *****, утверждённой постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г." по состоянию на 1 января 2016 года в размере 418 221 043,47 рублей, 40 996 783,3 рублей, 38 561 928,39 рублей, 8 794 304,38 рублей соответственно. Административный истец, уточни в ходе рассмотрения дела требования, просил установить кадастровую стоимость принадлежащих ему объектов капитального строительства, равной их рыночной стоимости, определённой по итогам проведенной по делу судебной оценочной экспертизы по состоянию на 1 января 2016 года в размере 170 083 348 рублей, 23 106 075 рублей, 6 834 139 рублей, 4 954 545 рублей, соответственно.
Требования АО Банк "Новый символ" мотивированы тем, что общество является собственником указанных нежилых зданий, несоответствие внесённой в ЕГРН кадастровой стоимости нежилых зданий их рыночной стоимости нарушает права общества как плательщика налога на имущество, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представитель административного истцаАО Банк "Новый символ" по доверенности Ворончихин Д.В. в судебном заседании первой инстанции поддержал требования, изложенные в уточненной редакции.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям Пелевина Е.А. возражала против удовлетворения требований.
ПредставителиУправления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в судебное заседание первой инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города МосквыШатихин Н.В.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель административного истца АО Банк "Новый символ", представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвыи иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела,обсудив доводы апелляционнойжалобы,судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Судом первой инстанции установлено, чтоАО Банк "Новый символ" является собственником нежилого здания с кадастровым номером *****, общей площадью 2 642,7 кв.м, расположенного по адресу: *****, нежилого здания с кадастровым номером *****, общей площадью 949,2 кв.м, расположенного по адресу: *****, нежилого здания с кадастровым номером *****, общей площадью 243,3 кв.м, расположенного по адресу: *****, нежилого здания с кадастровым номером *****, общей площадью 175,6 кв.м, расположенного по адресу: *****.
По итогам государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве, результаты которой утверждены постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года установлена в размере 418 221 043,47 рублей, 40 996 783,3 рублей, 38 561 928,39 рублей, 8 794 304,38 рублей, соответственно.
Из положений абзац 2 пункта 2 статьи 372, статьи 374, пункт 1 статьи 373, статьи 374, пункта 2 статьи 375, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2, 2.1, 5, 6 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", Постановлени я Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" следует, что результаты определения кадастровой стоимости здания затрагивают права и обязанности административного истца; принадлежащие данному обществу здания являются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций с особенностями определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога; налоговая база определяется как кадастровая стоимость нежилых зданий.
Истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий,обратился с соответствующими заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 6 апреля 2017 года N 51-3593/2017 административному истцу отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий.
В обоснование своих требований об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий в размере их рыночной стоимости административным истцом представленотчёт об оценке рыночной стоимости от 7 марта 2017 года N 11/02-2017-0-2, составленный Некоммерческим партнерством "Деловой союз судебных экспертов", в котором определена рыночная стоимость указанных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года в размере 195 320 000 рублей, 17 090 000 рублей, 3 470 000 рублей, 2 390 000 рублей соответственно. Также представлено положительные экспертное заключение Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации "Деловой Союз Оценщиков" от 12 апреля 2017 года N 8836.
Возражая против удовлетворения заявленных требований,представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы выразил сомнения в обоснованности и достоверности представленных истцомотчетов, определённой в них величины рыночной стоимости нежилых зданий, ссылаясь на несоответствие отчётов требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
Определением Московского городского суда по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, направленная на установление рыночной стоимости объектов недвижимости и включающая проверку отчётов на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 10 августа 2017 года N 18/2017/Э отчёт об оценке от 7 марта 2017 года N 11/02-2017-0-2, составленный Некоммерческим партнерством "Деловой союз судебных экспертов", не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённая в отчёте рыночная стоимость объектов оценки не подтверждается. Рыночная стоимость указанных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года определена в размере 170 083 348 рублей, 23 106 075 рублей, 6 834 139 рублей, 4 954 545 рублей, соответственно.
Согласившись с выводами эксперта, представитель административного истца уточнил требования и просил установить кадастровую стоимость принадлежащих обществу нежилых зданий в размере их рыночной стоимости, определенной в результате судебной экспертизы.
Оценив заключение судебной экспертизы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорногообъекта, и соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.Для получения итоговой стоимости объектов оценки эксперт осуществил согласование (обобщение) результатов расчёта стоимости объектов оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки с целью определения преимуществ и недостатков каждого из них и выработки единой стоимостной оценки; с учётом изложенного, при итоговом согласовании результатов эксперт, опираясь на характер недвижимости, цели оценки и используемое определение стоимости, качество и количество исходной информации, подкрепляющей каждый применённый метод и используемой в процессе определения стоимости различными подходами, учитывая все факты, а также ограничения, допущения и предположения, указанные в соответствующих разделах заключения, и основываясь на анализе и полученных результатах подходов и методов оценки, пришёл к вышеприведенному выводу о рыночной стоимости объектов оценки, расчёты не содержат математических, методологических и арифметических ошибок, являются правильными; в заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые экспертом сведения; в заключении эксперт ответил на поставленные перед ним вопросы.
Таким образом, признав заключение оценочной судебной экспертизы надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки, поскольку, объективных и достоверных доказательств об иной рыночной стоимости указанных нежилых зданий, ответчиками не представлено, ходатайств о повторной экспертизе не заявлено, суд первой инстанции обосновано удовлетворил требования административного истца в уточненной редакции и установилкадастровую стоимость нежилых зданий в размере, определенном в результате проведенной судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении ( статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости указанных объектов недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному экспертному заключению у судебной коллегии не имеется.
Экспертное заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов капитального строительства. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет соответствующее высшее профессиональное образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителя апелляционной жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Выражая несогласие с решением суда, представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы в апелляционной жалобе также указал, что расхождение кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, заявитель имеет своей целью уменьшить императивно установленный, обязательный, платеж, что недопустимо в рамках судебного разбирательства без согласования с органами исполнительной власти, его установившими.
Судебная коллегия не согласна с указанными доводами, исходя из следующего.
В силу положений пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку спорного объекта оценки для целей налогообложения, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости.
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объектовнедвижимости.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств и выводов судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку согласно положениям ст.ст.60-62, 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 26 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционнуюжалобу Правительства Москвы Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.