Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Кирпиковой Н.С, Егоровой Ю.Г,
при секретаре Чудиной А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 29 января 2018 года, которым постановлено:
"Установить по состоянию на 1 января 2016 года кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***** равной его рыночной стоимости в размере 2 145 152 847 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 18 980 652 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 1 441 300 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 100 901 526 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 125 656 690 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 2 72 711 090 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 115 089 563 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 137 776 613 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 125 226 933 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 75 604 641 рубля, помещения с кадастровым номером ***** - 60 896 571 рубля, помещения с кадастровым номером ***** - 62 800 348 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 137 758 497 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 3 221 170 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 3 263 925 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 1 182 997 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 2 772 199 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 1 539 321 рубля, помещения с кадастровым номером ***** - 1 532 196 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 11 644 671 рубля, помещения с кадастровым номером ***** - 31 522 162 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 296 818 147 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 1 802 999 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 1 966 910 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 1 517 938 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 1 966 910 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 1 190 122 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 1 795 873 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 1 753 118 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 1 076 098 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 947 823 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 8 сентября 2017 года. Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Взыскать с АО "Балтийская строительная компания - Санкт-Петербург", КОО "САГИТУС ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД" в пользу ООО "Экспертно-правовое Бюро" расходы по проведению судебной оценочной экспертизы по 140 000 рублей с каждого",
УСТАНОВИЛА:
АО "Балтийская строительная компания - Санкт-Петербург", КОО "САГИТУС ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД" обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость нежилых помещений, расположенных по адресу: *****, в размере их рыночной стоимости, определенной заключением судебной оценочной экспертизы.
В обоснование требований административные истцы указали, что установленная кадастровая стоимость объектов, принадлежащих им на праве собственности, является завышенной.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административных истцов, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что КОО "САГИТУС ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД" является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами *****, *****, *****, а АО "Балтийская строительная компания - Санкт-Петербург" - собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****.
Кадастровая стоимость объектов определена по состоянию на 01 января 2016 года в размере 4 404 445 751 рубля 45 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *****; в размере 49 713 202 рублей 51 копейки - в отношении помещения с кадастровым номером *****; в размере 4 310 891 рубля 01 копейки - в отношении помещения с кадастровым номером *****; в размере 586 704 760 рублей 63 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *****; в размере 520 988 547 рублей 88 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *****; в размере 504 821 824 рублей 40 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *****; в размере 574 770 680 рублей - в отношении помещения с кадастровым номером *****; в размере 581 315 334 рублей 51 копейки - в отношении помещения с кадастровым номером *****; в размере 531 226 451 рубля 58 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *****; в размере 410 642 762 рублей 59 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *****; в размере 463 731 490 рублей 56 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *****; в размере 575 439 149 рублей 21 копейки - в отношении помещения с кадастровым номером *****; в размере 585 392 198 рублей 66 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *****; в размере 13 468 108 рублей 40 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *****; в размере 13 637 624 рублей 63 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *****; в размере 5 208 087 рублей 98 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *****; в размере 11 680 856 рублей 99 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *****; в размере 6 685 527 рублей 89 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *****; в размере 6 656 166 рублей 73 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *****; в размере 45 570 098 рублей 22 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *****; в размере 41 858 315 рублей 32 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *****; в размере
560 861 282 рублей 57 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *****; в размере 7 767 235 рублей 10 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *****; в размере 8 435 465 рублей 83 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *****; в размере 6 597 423 рублей 23 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *****; в размере 8 435 465 рублей 83 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *****; в размере 5 237 841 рубля 77 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *****; в размере 7 738 112 рублей 59 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *****; в размере 7 563 251 рубля 30 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *****; в размере 4 760 638 рублей 91 копейки - в отношении помещения с кадастровым номером *****; в размере 4 220 643 рублей 01 копейки - в отношении помещения с кадастровым номером *****.
Оспаривая названную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке.
Против удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены письменные пояснения.
Определением суда назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "Экспертно-правовое Бюро".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Рыночная стоимость нежилых помещений составила:
нежилого помещения с кадастровым номером *****, равной его рыночной стоимости в размере 2 145 152 847 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 18 980 652 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 1 441 300 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 100 901 526 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 125 656 690 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 2 72 711 090 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 115 089 563 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 137 776 613 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 125 226 933 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 75 604 641 рубля, помещения с кадастровым номером ***** - 60 896 571 рубля, помещения с кадастровым номером ***** - 62 800 348 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 137 758 497 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 3 221 170 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 3 263 925 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 1 182 997 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 2 772 199 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 1 539 321 рубля, помещения с кадастровым номером ***** - 1 532 196 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 11 644 671 рубля, помещения с кадастровым номером ***** - 31 522 162 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 296 818 147 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 1 802 999 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 1 966 910 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 1 517 938 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 1 966 910 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 1 190 122 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 1 795 873 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 1 753 118 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 1 076 098 рублей, помещения с кадастровым номером ***** - 947 823 рублей.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении ( статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объекта недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 29 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.