Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Егоровой Ю.Г, Арычкиной Н.С,
при секретаре Федосовой Е.Г,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 28 ноября 2017 года, которым постановлено:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 38 612 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 10 861 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 24 720 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 38 013 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 66 741 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 66 512 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 21 811 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 69 848 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 15 093 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 66 982 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 марта 2017 года. Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости,
УСТАНОВИЛА:
ООО "Бастион-С", ООО "ИнвестФинансГрупп", ООО "ФинансСтейтГрупп", ООО "Инвест-Трейд", ООО "Фирма "РиэлтГрупп", ООО "Форт-Строй ЛТД", ООО "Компания "БИЗНЕС-ПРО", ООО "Компания "Центр-Финанс" обратились в Московский городской суд с административным иском и, уточнив в ходе рассмотрения дела требования, просили установить кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами *****, *****и земельных участков с кадастровыми номерами *****, в размере равном их рыночной стоимости, определенной по итогам проведенной по делу судебной оценочной экспертизы, по состоянию на 01 января 2016 года.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали на то, что ООО "Бастион-С" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером *****, ООО "Компания "Центр-Финанс" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером *****, ООО "ИнвестФинансГрупп" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером *****, ООО "ФинансСтейтГрупп" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером *****, ООО "Инвест-Трейд" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером *****, ООО "Компания "БИЗНЕС-ПРО" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером *****, ООО "Форт-Строй ЛТД" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером *****, ООО "Фирма "РиэлтГрупп" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером *****.
Также ООО "Бастион-С" является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами *****
Н есоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости объектов их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости. В свою очередь несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика арендной платы, поскольку её размер исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
Представитель ООО "Бастион-С", ООО "ИнвестФинансГрупп", ООО "ФинансСтейтГрупп", ООО "Инвест-Трейд", ООО "Фирма "РиэлтГрупп", ООО "Форт-Строй ЛТД", ООО "Компания "БИЗНЕС-ПРО", ООО "Компания "Центр-Финанс" по доверенностям Хромов С.А. в судебном заседании первой инстанции заявленные требования, изложенные в уточненной редакции, поддержал.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы возражал против удовлетворения требований истцов.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание первой инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, ознакомившись с отзывом на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости этих объектов, равной его рыночной стоимости.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ООО "Бастион-С" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером *****, ООО "Компания "Центр-Финанс" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером *****, ООО "ИнвестФинансГрупп" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером *****, ООО "ФинансСтейтГрупп" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером *****, ООО "Инвест-Трейд" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером *****, ООО "Компания "БИЗНЕС-ПРО" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером *****, ООО "Форт-Строй ЛТД" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером *****, ООО "Фирма "РиэлтГрупп" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером *****, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав.
В отношении названных объектов недвижимого имущества утверждена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2016 года в размере в размере 32 323 042 рублей 15 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *****, в размере 51 616 110 рублей 53 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *****, в размере 90 950 298 рублей 42 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *****, в размере 90 653 506 рублей 42 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *****, в размере 29 731 230 рублей 23 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *****, в размере 92 172 239 рублей 48 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *****, в размере 20 124 008 рублей 04 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *****, в размере 91 261 164 рублей 95 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *****, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Административный истец ООО "Бастион-С" является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами *****.
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2016 года составила 52 629 444 рубля в отношении земельного участка с кадастровым номером *****, 13 735 539 рублей 84 копейки в отношении земельного участка с кадастровым номером *****, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Административные истцы в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" являются плательщиками налога на имущество организаций и в отношении спорных помещений уплачивают налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Также административные истцы в соответствии с условиями договоров аренды и в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" уплачивают арендную плату за земельные участки, расчет которой производится в процентах от их кадастровой стоимости.
Таким образом, а дминистративные истцы, являясь собственниками нежилых помещений и арендаторами земельных участка, имеют законный интерес в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их действительной рыночной стоимости.
Судом установлено, что административный истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимого имущества и обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве.
Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве административным истцам отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Оспаривая установленную кадастровую стоимость указанных объектов недвижимого имущества, административные истцы представили отчеты от 20 февраля 2017 года N 0192-17 и N 0192-17-2, подготовленные ИП Островской А.С.; положительные экспертные заключения на указанные отчеты, выполненные Некоммерческим партнерством саморегулируемая организация "Деловой Союз Оценщиков".
Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы выразили сомнения о соответствии представленных административными истцами отчетов об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого имущества требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и требованиям федеральных стандартов оценки.
С целью проверки доводов административных истцов и возражений административных ответчиков, а также в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу определением Московского городского суда назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы ООО "Консалтинговая фирма "Джи Ай Си", отчеты об оценке рыночной стоимости нежилых помещений и земельных участков, представленные административными истцами, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *****по состоянию на 1 января 2016 года по результатам судебной экспертизы составляет 24 720 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *****- 38 013 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *****- 66 741 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *****- 66 512 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ***** - 21 811 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *****- 69 848 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *****- 15 093 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *****- 66 982 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером *****- 38 612 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером *****- 10 861 000 рублей.
Представитель административных истцов, согласившись с экспертным заключением, уточнил требования и просил установить кадастровую стоимость вышеуказанных объектов недвижимости в размере, определенном по итогам проведенной судебной экспертизы.
Оценив заключение судебной экспертизы, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в городе Москве в районах, идентичных району расположения объектам оценки; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки.
Таким образом, исходя из положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд удовлетворил заявленные требования, приняв заключение оценочной судебной экспертизы в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие представленных истцами отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, поскольку, объективных и достоверных доказательств об иной рыночной стоимости вышеуказанных объектов, не представлено, суд обосновано установилвеличину кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости определенной по итогам проведенной по делу судебной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы о том, что административные истцы не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости нежилых помещений со ссылкой на то обстоятельство, что такое обращение имеет своей целью уменьшение императивно установленного налогового платежа, судебная коллегия находит необоснованными.
В силу положений пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку спорных объектов оценки для целей налогообложения, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объектов оценки, равной их рыночной стоимости.
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителей относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных экспертом нарушениях при проведении судебной экспертизы, также не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств и выводов судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку согласно положениям ст.ст.60-62, 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 28 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Полыга В.А.
адм. дело N 33а- 3072
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 апреля 2018 года
Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В,
судей Егоровой Ю.Г, Арычкиной Н.С,
при секретаре Федосовой Е.Г,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 28 ноября 2017 года,
руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 28 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.