Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Егоровой Ю.Г, Кирпиковой Н.С,
при секретаре Федосовой Е.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 12 декабря 2017 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление закрытого акционерного общества "Проект-сити" об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *****, площадью 277,6 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 12 389 000 (двенадцать миллионов триста восемьдесят девять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *****, площадью 101,1 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 9 024 000 (девять миллионов двадцать четыре тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *****, площадью 267,8 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 11 505 000 (одиннадцать миллионов пятьсот пять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *****, площадью 114,8 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 5 123 000 (пять миллионов сто двадцать три тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *****, площадью 148,8 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 6 641 000 (шесть миллионов шестьсот сорок одна тысяча) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером, площадью 155,1 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 6 922 000 (шесть миллионов девятьсот двадцать две тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером, площадью 115,2 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 5 141 000 (пять миллионов сто сорок одна тысяча) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *****, площадью 150,4 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 6 712 000 (шесть миллионов семьсот двенадцать тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *****, площадью 150,9 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 6 734 000 (шесть миллионов семьсот тридцать четыре тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *****, площадью 685,2 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 39 412 000 (тридцать девять миллионов четыреста двенадцать тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *****, площадью 10,7 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 638 000 (шестьсот тридцать восемь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *****, площадью 108,8 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 6 492 000 (шесть миллионов четыреста девяносто две тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *****, площадью 8,7 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 519 000 (пятьсот девятнадцать тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *****, площадью 149,7 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 6 681 000 (шесть миллионов шестьсот восемьдесят одна тысяча) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *****, площадью 153,6 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 6 855 000 (шесть миллионов восемьсот пятьдесят пять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *****, площадью 155,2 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 6 926 000 (шесть миллионов девятьсот двадцать шесть тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *****, площадью 150,2 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 6 703 000 (шесть миллионов семьсот три тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *****, площадью 115,6 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 5 159 000 (пять миллионов сто пятьдесят девять тысяч) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных нежилых помещений.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений считать 05 мая 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
ЗАО "Проект-сити" обратилось в суд с административным иском, в котором с учетом уточнений просило установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость нежилых помещений, с кадастровыми номерами *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, в размере их рыночной стоимости, определенной в заключении судебной оценочной экспертизы.
В обоснование требований административный истец указал, что установленная кадастровая стоимость объектов, принадлежащих ему на праве собственности, является завышенной.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители административного истца, Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что ЗАО "Проект-сити" на праве собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****.
По итогам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2016 года кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, ***** составила 49 385 042,78 рубля, 18 945 954,99 рубля, 47 729 878,85 рублей, 21 372 985,28 рублей, 27 335 353,10 рублей, 28 431 920,75 рублей, 21 443 613,70 рублей, 27 614 068,67 рублей, 27 701 137,03 рублей, 116 355 429,07 рублей, 2 251 002,87 рубля, 20 312 000,38 рублей, 1 849 861,08 рубль, 27 492 150,51 рублей, 28 171 044,86 рубля, 28 449 306,93 рублей, 27 579 238,85 рублей, 21 514 230,46 рублей.
Оспаривая названную кадастровую стоимость, административные истцы представили в суд отчет об оценке.
Возражая против удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены письменные пояснения.
Определением суда назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "АМС Групп" Дронову П.В.
Согласно заключению эксперта от 17 ноября 2017 года, составленному ООО "АМС Групп",
отчёт N 0102/2017 от 27 февраля 2017 года не соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; рыночная стоимость объектов недвижимости, определённая оценщиком в названном отчёте, не подтверждается; рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, ***** по состоянию на 01 января 2016 года по результатам судебной экспертизы составляет 12 389 000 рублей, 9 024 000 рублей, 11 505 000 рублей, 5 123 000 рублей, 6 641 000 рублей, 6 922 000 рублей, 5 141 000 рублей, 6 712 000 рублей, 6 734 000 рублей, 39 412 000 рублей, 638 000 рублей, 6 492 000 рублей, 519 000 рублей, 6 681 000 рублей, 6 855 000 рублей, 6 926 000 рублей, 6 703 000 рублей, 5 159 000 рублей, соответственно.
Согласившись с выводами эксперта, административный истец уточнил требования и просил установить кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, определенной по итогам проведенной по делу судебной оценочной экспертизы.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении ( статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объекта недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы автора апелляционной жалобы о допущенных нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 12 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Лопаткина А.С.
адм. дело N 33а-3380
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 мая 2018 года город Москва
Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В,
судей Егоровой Ю.Г, Кирпиковой Н.С,
при секретаре Федосовой Е.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 12 декабря 2017 года,
руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 12 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.