Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Князева А.А, Егоровой Ю.Г,
при секретаре Федосовой Е.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 25 декабря 2017 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГО-АЛЬЯНС" об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ******, площадью 1117,4 кв.м, распложенного по адресу: ******, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 68 711 000 (шестьдесят восемь миллионов семьсот одиннадцать тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ******, площадью 1216,5 кв.м, распложенного по адресу: ******, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 62 400 000 (шестьдесят два миллиона четыреста тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ******, площадью 114,4 кв.м, распложенного по адресу: ******, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 6 149 000 (шесть миллионов сто сорок девять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ******, площадью 250,6 кв.м, распложенного по адресу: ******, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 12 854 000 (двенадцать миллионов восемьсот пятьдесят четыре тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ******, площадью 313 кв.м, распложенного по адресу: ******, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 16 377 000 (шестнадцать миллионов триста семьдесят семь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ******, площадью 396,8 кв.м, распложенного по адресу: ******, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 21 326 000 (двадцать один миллион триста двадцать шесть тысяч) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ******, ******, ******, ******, ******, ******, расположенных по адресу: ******, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ******, ******, ******, ******, ******, ******, расположенных по адресу: ******, считать дату обращения ООО "ЭНЕРГО-АЛЬЯНС" В комиссию в - 16 мая 2017 года.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГО-АЛЬЯНС" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Топ-Консалт" расходы, связанные с проведением по делу судебной оценочной экспертизы, в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛА:
ООО "ЭНЕРГО-АЛЬЯНС" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить по состоянию на 1 января 2016 года кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами ******, ******, ******, ******, ******, ******, ******, в размере их рыночной стоимости, определенной в размере их рыночной стоимости, согласно представленному отчету о рыночной стоимости в соответствии с отчетом об оценке N170/1 от 20 марта 2017 года, выполненным ООО "ЗелЭксперт Сервис".
В обоснование требований административный истец указал, что установленная кадастровая стоимость объектов, принадлежащих ему на праве собственности, является завышенной.
Определением Московского городского суда от 25 декабря 2017 года производство по делу в части требований административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером ******, площадью 174,7 кв.м, расположенного по адресу: ******равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в размере 10 724 886,90 рублей, прекращено ввиду отказа административного истца от иска и принятии его судом.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что ООО "ЭНЕРГО-АЛЬЯНС" на праве собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами ******, ******, ******, ******, ******, ******, расположенные в нежилом здании с кадастровым номером ******по адресу: ******.
По итогам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2016 года, результаты которой утверждены постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г.", установлена кадастровая стоимость указанных помещений в размере 69 978 649,97 рублей, 75 561 425,54 рублей, 8931 065 рублей, 18 135 257,91 рублей, 22 169 123,31 рублей, 27 467 063,42 рублей, соответственно.
Оспаривая названную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке N170/1 от 20 марта 2017 года, выполненный ООО "ЗелЭксперт Сервис", согласно которому по состоянию на 1 января 2016 года рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами ******, ******, ******, ******, ******, ****** составила, соответственно, 40 949 357,80 рублей, 60 821 007,95 рублей, 4 192 416,80 рублей, 9 183 738,20 рублей, 17 053 075,75 рублей, 24 077 869,85 рублей.
Против удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены письменные пояснения.
Определением суда назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено руководителю ООО "Топ-Консалт".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
По состоянию на 1 января 2016 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****** составляет 68 711 000 рублей; рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****** составляет 62 400 000 рублей; рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****** составляет 6 149 000 рублей; стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****** составляет 12 854 000 рублей; рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****** составляет 16 377 000 рублей; рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****** составляет 21 326 000 рублей.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Также решением суда разрешен вопрос о распределении судебных расходов по оплате судебной оценочной экспертизы. В указанной части решение не обжаловалось.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда в обжалуемой части законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объекта недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 25 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Колосова С.И.
адм. дело N 33а-3496
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 мая 2018 года город Москва
Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В,
судей Князева А.А, Егоровой Ю.Г,
при секретаре Федосовой Е.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 25 декабря 2017 года, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 25 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.