Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Егоровой Ю.Г, Юдиной А.М,
при секретаре Федосовой Е.Г,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 15 февраля 2018 года, которым постановлено:
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *****общей площадью 1 054,0 кв.м, расположенного по адресу: *****, в размере его рыночной стоимости, равной 124 443 000 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2016 года на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером *****, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером общей площадью 3 020,60 кв.м, расположенного по адресу: *****, в размере его рыночной стоимости, равной 332 055 000 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2016 года на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером *****, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *****общей площадью 12 278,40 кв.м, расположенного по адресу: *****, в размере его рыночной стоимости, равной 1 358 803 000 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2016 года на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером *****:1055, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *****:1062 общей площадью 132.70 кв.м, расположенного по адресу: *****, стр. 7, в размере его рыночной стоимости, равной 161 907 000 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2016 года на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером *****:1062, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *****:1065 общей площадью 15 252,30 кв.м расположенного по адресу: *****, стр. 8, в размере его рыночной стоимости, равной 1 595 602 000 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2016 года на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером *****:1065, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *****:1066 общей площадью 184,90 кв.м, расположенного по адресу: *****, стр. 9, в размере его рыночной стоимости, равной 378 356 000 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2016 года на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером *****:1066, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *****:1048 общей площадью 272,70 кв.м, расположенного по адресу: *****, стр. 10Г, в размере его рыночной стоимости, равной 465 402 000 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2016 года на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером *****:1048, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *****:1063 общей площадью 389,3 кв.м, расположенного по адресу: *****, стр.11, в размере его рыночной стоимости, равной 319 252 000 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2016 года на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером *****:1063, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *****:1064 общей площадью 1 919,50 кв.м, расположенного по адресу: *****, стр. 12, в размере его рыночной стоимости, равной 175 956 000 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2016 года на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером *****:1064, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *****:1096 общей площадью 18 195,6 кв.м, расположенного по адресу: *****, стр. 16, в размере его рыночной стоимости, равной 2 546 359 000 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2016 года на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером *****:1096, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *****:1068, общей площадью 6 513,40 кв.м, расположенного по адресу: *****, стр. 18, в размере его рыночной стоимости, равной 714 849 000 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2016 года на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером *****:1068, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *****:5361 общей площадью 2 421,2 кв.м, расположенного по адресу: *****, в размере его рыночной стоимости, равной 389 497 000 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2016 года на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером *****:5361, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *****:1015 общей площадью 44 395,0 кв.м, расположенного по адресу: *****, в размере его рыночной стоимости, равной 2 956 707 000 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2016 года на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *****:1015, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением считать 04 сентября 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
АО "Московский шелк" обратилось в Московский городской суд с административным иском, в котором, уточнив требования, просило об установлении кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2016 года следующих объектов недвижимости:
нежилых зданий с кадастровыми номерами *****, *****, *****:1055, *****:1062, *****:1065, *****:1066, *****:1048, *****:1063, *****:1064, *****:1096, *****:1068, нежилого помещения с кадастровым номером *****:5361, земельного участка с кадастровым номером *****:1015, в размере их рыночной стоимости, определенной по итогам проведенной по делу судебной оценочной экспертизы.
Требования мотивированы тем, что общество является собственником вышеуказанных зданий и нежилого помещения, а также арендатором земельного участка, кадастровая стоимость которых значительно превышает рыночную, что приводит к нарушению прав административного истца, как плательщика налоговых и арендных платежей.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости этих объектов, равной его рыночной стоимости.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец является собственником объектов недвижимого имущества:
- нежилого здания с кадастровым номером ***** общей площадью 1 054,0 кв.м, расположенного по адресу: *****,
- нежилого здания с кадастровым номером ***** общей площадью 3 020,60 кв.м, расположенного по адресу: *****,
- нежилого здания с кадастровым номером ***** общей площадью 12 278,40 кв.м, расположенного по адресу: *****,
- нежилого здания с кадастровым номером *****:1062 общей площадью 1 132,70 кв.м, расположенного по адресу: *****, стр. 7,
- нежилого здания с кадастровым номером *****:1065 общей площадью 15 252,30 кв.м, расположенного по адресу: *****, стр. 8,
- нежилого здания с кадастровым номером *****:1066 общей площадью 3 184,90 кв.м, расположенного по адресу: *****, стр. 9,
- нежилого здания с кадастровым номером *****:1048 общей площадью 4 272,70 кв.м, расположенного по адресу: *****, стр. 10Г,
- нежилого здания с кадастровым номером *****:1063 общей площадью 2 389,30 кв.м, расположенного по адресу: *****, стр. 11,
- нежилого здания с кадастровым номером *****:1064 общей площадью 1 919,50 кв.м, расположенного по адресу: *****, стр. 12,
- нежилого здания с кадастровым номером *****:1096 общей площадью 18 195,6 кв.м, расположенного по адресу: *****, стр. 16
- нежилого здания с кадастровым номером *****:1068, общей площадью 6 513,40 кв.м, расположенного по адресу: *****, стр. 18
- нежилого помещения с кадастровым номером *****:5361 общей площадью 2 421,2 кв.м, расположенного по адресу: *****, а также арендатором земельного участка с кадастровым номером *****:1015 общей площадью 44 395,0 кв.м, расположенного по адресу: *****.
Постановлением Правительства Москвы N 790-ПП от 29.11.2016 "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г.." в отношении нежилого здания с кадастровым номером *****утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2016 г..в размере 172 479 595,52 рублей; в отношении нежилого здания с кадастровым номером *****утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2016 г..в размере 470 970 169,85 рублей; в отношении нежилого здания с кадастровым номером *****утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2016 г..в размере 1 841 297 472,67 рублей; в отношении нежилого здания с кадастровым номером *****:1062 утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2016 г..в размере 191 116 064,80 рублей; в отношении нежилого здания с кадастровым номером *****:1065 утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2016 г..в размере 2 274 388 658,33 рублей; в отношении нежилого здания с кадастровым номером *****:1066 утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2016 г..в размере 495 825 741,58 рублей; в отношении нежилого здания с кадастровым номером *****:1048 утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2016 г..в размере 681 484 540,98 рублей; в отношении нежилого здания с кадастровым номером *****:1063 утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2016 г..в размере 376 106 618,08 рублей; в отношении нежилого здания с кадастровым номером *****:1064 утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2016 г..в размере 319 194 595,56 рублей; в отношении нежилого здания с кадастровым номером *****:1096 утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2016 г..в размере 3 149 756 252,33 рублей; в отношении нежилого здания с кадастровым номером *****:1068 утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2016 г..в размере 975 961 472,87 рублей; в отношении нежилого помещения с кадастровым номером
*****:5361 утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2016 г..в размере 466 942 075,57 рублей. Постановлением Правительства Москвы N 791-ПП от 29.11.2016 "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г.." в отношении земельного участка с кадастровым номером *****:1015 утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2016 г..в размере 3 389 282 557,05 рублей.
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных помещения и зданий уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Также административный истец в соответствии с условиями договоров аренды и в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" уплачивает арендную плату за земельные участки, расчет которой производится в процентах от их кадастровой стоимости.
Таким образом, а дминистративный истец, являясь собственником нежилых помещений, здания и арендатором земельных участка, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их действительной рыночной стоимости.
Судом установлено, что административный истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимого имущества и обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве.
Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве административному истцу отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Оспаривая установленную кадастровую стоимость указанных объектов недвижимого имущества, административный истец представил отчеты о рыночной стоимости объектов недвижимости.
Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы выразили сомнения о соответствии представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого имущества требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и требованиям федеральных стандартов оценки.
С целью проверки доводов административного истца и возражений административных ответчиков, а также в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу определением Московского городского суда назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Консалтинговая компания Карцева "ВАЛРУС".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчеты об оценке рыночной стоимости нежилого помещения, зданий и земельного участка, представленные административным истцом, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. П о состоянию на 01 января 2016 года рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером *****составляет 124 443 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером *****- 332 055 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером *****- 1 358 803 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером *****:1062 - 161 907 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером *****:1065 - 1 595 602 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером *****:1066 - 378 356 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером *****:1048 - 465 402 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером *****:1063 - 319 252 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером *****:1064 - 175 956 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером *****:1096 - 2 546 359 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером *****:1068 - 714 849 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *****:5361 - 389 497 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером *****:1015 - 2 956 707 000 рублей.
Представитель административного истца, согласившись с экспертным заключением, уточнил требования и просил установить кадастровую стоимость вышеуказанных объектов недвижимости в размере, определенном по итогам проведенной судебной экспертизы.
Оценив заключение судебной экспертизы, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в городе Москве в районах, идентичных району расположения объектам оценки; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки.
Таким образом, исходя из положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд удовлетворил заявленные требования, приняв заключение оценочной судебной экспертизы в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие представленного истцом отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, поскольку, объективных и достоверных доказательств об иной рыночной стоимости вышеуказанных объектов, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, суд обосновано установилвеличину кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости определенной по итогам проведенной по делу судебной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы о том, что административный истце не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости нежилых помещений и здания со ссылкой на то обстоятельство, что такое обращение имеет своей целью уменьшение императивно установленного налогового платежа, судебная коллегия находит необоснованными.
В силу положений пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку спорных объектов оценки для целей налогообложения, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объектов оценки, равной их рыночной стоимости.
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных экспертом нарушениях при проведении судебной экспертизы, также не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств и выводов судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку согласно положениям ст.ст.60-62, 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 15 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Сибул Ж.А.
адм. дело N 33а- 4065
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 мая 2018 года
Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В,
судей Егоровой Ю.Г, Юдиной А.М,
при секретаре Федосовой Е.Г,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 15 февраля 2018 года,
руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 15 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.