Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Лукашенко Н.И, Егоровой Ю.Г,
при секретаре Федосовой Е.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 15 февраля 2018 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Недвижимость Финансы Консалтинг" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: ****, строение 1, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 33 985 503 (тридцать три миллиона девятьсот восемьдесят пять тысяч пятьсот три) рублей.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: ****, строение 2, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 130 734 939 (сто тридцать миллионов семьсот тридцать четыре тысячи девятьсот тридцать девять) рублей.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: ****, строение 3, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 3 407 655 (три миллиона четыреста семь тысяч шестьсот пятьдесят пять) рублей.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: ****, ****, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 831 903 (восемьсот тридцать одна тысяча девятьсот три) рублей.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: ****, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 1 521 574 (один миллион пятьсот двадцать одна тысяча пятьсот семьдесят четыре) рублей.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: ****, строение 6, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 37 461 181 (тридцать семь миллионов четыреста шестьдесят одна тысяча сто восемьдесят один) рублей.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: ****, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 24 268 026 (двадцать четыре миллиона двести шестьдесят восемь тысяч двадцать шесть) рублей.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: ****, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 27 547 662 (двадцать семь миллионов пятьсот сорок семь тысяч шестьсот шестьдесят два) рублей.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: ****, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 1 333 449 (один миллион триста тридцать три тысячи четыреста сорок девять) рублей.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: ****, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 15 973 226 (пятнадцать миллионов девятьсот семьдесят три тысячи двести двадцать шесть) рублей.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: ****, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 10 656 334 (десять миллионов шестьсот пятьдесят шесть тысяч триста тридцать четыре) рублей.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью "Недвижимость Финансы Консалтинг" - отказать.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 26 мая 2017 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки",
УСТАНОВИЛА:
ООО "Недвижимость Финансы Консалтинг" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами: ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, равной их рыночной стоимости.
В обоснование своих требований ООО "Недвижимость Финансы Консалтинг" указывает, что спорные нежилые здания принадлежат Обществу на основании права собственности и несоответствие их кадастровой стоимости, установленной в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г.", рыночной стоимости, нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители административного истца, Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что ООО "Недвижимость Финансы Консалтинг" на праве собственности принадлежат:
- нежилое здание с кадастровым номером ****, общей площадью 582,1 кв.м, расположенное по адресу: ****, строение 1;
- нежилое здание с кадастровым номером ****, общей площадью 2 392,9 кв.м, расположенное по адресу: ****, строение 2;
- нежилое здание с кадастровым номером ****, общей площадью 119,2 кв.м, расположенное по адресу: ****, строение 3;
- нежилое здание с кадастровым номером ****, общей площадью 36,5 кв.м, расположенное по адресу: ****, ****;
- нежилое здание с кадастровым номером ****, общей площадью 51,2 кв.м, расположенное по адресу: ****, строение 5;
- нежилое здание с кадастровым номером ****, общей площадью 451,2 кв.м, расположенное по адресу: ****, строение 6;
- нежилое здание с кадастровым номером ****, общей площадью 966,4 кв.м, расположенное по адресу: ****, строение 7;
- нежилое здание с кадастровым номером ****, общей площадью 447,7 кв.м, расположенное по адресу: ****, строение 8;
- нежилое здание с кадастровым номером ****, общей площадью 44,7 кв.м, расположенное по адресу: ****, строение 9;
- нежилое здание с кадастровым номером ****, общей площадью 636,1 кв.м, расположенное по адресу: ****, строение 10;
- нежилое здание с кадастровым номером ****, общей площадью 423,9 кв.м, расположенное по адресу: ****, строение 11.
Кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 года установлена для здания с кадастровым номером **** в размере 49 751 015,94 рублей, для здания с кадастровым номером **** в размере 191 381 485,88 рублей, для здания с кадастровым номером **** в размере 4 988 430,60 рублей, для здания с кадастровым номером **** в размере 1 217 813,74 рублей, для здания с кадастровым номером **** в размере 2 227 416,06 рублей, для здания с кадастровым номером **** в размере 54 839 023,97 рублей, для здания с кадастровым номером **** в размере 35 525 704,77 рублей, для здания с кадастровым номером **** в размере 40 326 729,72 рублей, для здания с кадастровым номером **** в размере 1 952 022,18 рублей, для здания с кадастровым номером **** в размере 23 383 036 рублей, для здания с кадастровым номером **** в размере 15 599 693,80 рублей
Оспаривая названную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке.
Против удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены письменные пояснения.
Определением суда назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту Общества с ограниченной ответственностью "Центр экспертиз и независимой оценки "СитиФинанс".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости нежилых зданий не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2016 года экспертом определена для здания с кадастровым номером **** в размере 33 985 503 рублей, для здания с кадастровым номером **** в размере 130 734 939, для здания с кадастровым номером **** в размере 3 407 655 рублей, для здания с кадастровым номером **** в размере 831 903 рублей, для здания с кадастровым номером **** в размере 1 521 574 рублей, для здания с кадастровым номером **** в размере 37 461 181 рублей, для здания с кадастровым номером **** в размере 24 268 026 рублей, для здания с кадастровым номером **** в размере 27 547 662 рублей, для здания с кадастровым номером **** в размере 1 333 449 рублей, для здания с кадастровым номером **** в размере 15 973 226 рублей, для здания с кадастровым номером **** в размере 10 656 334 рублей.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилых зданий должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении ( статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости нежилых зданий в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 15 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Казаков М.Ю.
адм. дело N 33а-4258
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 мая 2018 года город Москва
Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В,
судей Лукашенко Н.И, Егоровой Ю.Г,
при секретаре Федосовой Е.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 15 февраля 2018 года,
руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 15 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.