Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судейМагжановой Э.А, Лукашенко Н.И,
при секретаре Федосовой Е.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 18 декабря 2017г, которым постановлено: "Административное исковое заявление Алтунина Е.Н. об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 19,3 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 949 205 (девятьсот сорок девять тысяч двести пять) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 17,7 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 870 511 (восемьсот семьдесят тысяч пятьсот одиннадцать) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 19,8 кв.м, расположенного по адресу: ****, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 973 790 (девятьсот семьдесят три тысячи семьсот девяносто) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 19,1 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 939 364 (девятьсот тридцать девять тысяч триста шестьдесят четыре) рубля.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 15,4 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 757 395 (семьсот пятьдесят семь тысяч триста девяносто пять) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 14,2 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 698 376 (шестьсот девяносто восемь тысяч триста семьдесят шесть) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 15,6 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 767 228 (семьсот шестьдесят семь тысяч двести двадцать восемь) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 15,3 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 752 478 (семьсот пятьдесят две тысячи четыреста семьдесят восемь) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 13,8 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 678 704 (шестьсот семьдесят восемь тысяч семьсот четыре) рубля.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 13,9 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 683 624 (шестьсот восемьдесят три тысячи шестьсот двадцать четыре) рубля.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 20,5 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 1 008 220 (один миллион восемь тысяч двести двадцать) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 18 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 885 226 (восемьсот восемьдесят пять тысяч двести двадцать шесть) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 21,5 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 1 057 401 (один миллион пятьдесят семь тысяч четыреста один) рубль.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 5513,6 кв.м, расположенного по адресу: ****, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 174 891 000 (сто семьдесят четыре миллиона восемьсот девяносто одна тысяча) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных нежилых помещений.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений считать 28 июля 2017 года."
УСТАНОВИЛА:
28 июля 2017 года Алтунин Е.Н.обратился в Московский городской суд с указанным административным исковым заявлением, в котором, с учётом уточнения, просил об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, собственником которых он является, равной их рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 949 205 рублей, 870 511 рублей, 973 790 рублей, 939 364 рублей, 757 395 рублей, 698 376 рублей, 767 228 рублей, 752 478 рублей, 678 704 рублей, 683 624 рублей, 1 008 220 рублей, 885 226 рублей, 1 057 401 рублей, 174 891 000 рублей, соответственно.
Свои требования Алтунин Е.Н. мотивирует тем, что несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости названных объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости нежилых помещений.
При этом права административного истца, нарушенные несоответствием внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители административного истца, Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено и следует из материалов дела, Алтунину Е.Н.на праве собственности принадлежатнежилые помещения:
с кадастровым номером ****, общей площадью 19,3 кв.м, расположенное по адресу: ****,
с кадастровым номером ****, общей площадью 17,7 кв.м, расположенное по адресу: ****,
с кадастровым номером ****, общей площадью 19,8 кв.м, расположенное по адресу: ****,
с кадастровым номером ****, общей площадью 19,1 кв.м, расположенное по адресу: ****,
с кадастровым номером ****, общей площадью 15,4 кв.м, расположенное по адресу: ****,
с кадастровым номером ****, общей площадью 14,2 кв.м, расположенное по адресу: ****,
с кадастровым номером ****, общей площадью 15,6 кв.м, расположенное по адресу: ****,
с кадастровым номером ****, общей площадью 15,3 кв.м, расположенное по адресу: ****,
с кадастровым номером ****, общей площадью 13,8 кв.м, расположенное по адресу: ****,
с кадастровым номером ****, общей площадью 13,9 кв.м, расположенное по адресу: ****,
с кадастровым номером ****, общей площадью 20,5 кв.м, расположенное по адресу: ****,
с кадастровым номером ****, общей площадью 18 кв.м, расположенное по адресу: ****,
с кадастровым номером ****, общей площадью 21,5 кв.м, расположенное по адресу: ****,
с кадастровым номером ****, общей площадью 5513,6 кв.м, расположенное по адресу: ****,
что подтверждаетсясвидетельствами о государственной регистрации права, копии которых представлены административным истцом в материалы дела.
В соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" был определён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций"; в строке 11416 названного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, поименовано нежилое здание с кадастровым номером ****, находящееся по адресу: ****, в котором расположены принадлежащие административному истцу нежилые помещения.
Административный истец в силу требований главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона г. Москвы от 19 ноября 2014 года N 51 "О налоге на имущество физических лиц" является плательщиком налога на имущество физических лиц и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
Изложенное свидетельствует о том, что результаты определения кадастровой стоимости нежилых помещений затрагивают права и обязанности Алтунина Е.Н. как плательщика налога.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" были утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве (по состоянию на 1 января 2016 года).
По итогам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2016 года кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****составила3 133 812,22 рублей, 2 886 417,77 рублей, 3 210 909,77 рублей, 3 102 945,51 рублей, 2 528 802,43 рублей, 2 341 185,10 рублей, 2 559 999,62 рублей, 2 513 196,21 рублей, 2 278 473,70 рублей, 2 294 159,83 рублей, 3 318 684,12 рублей, 2 932 886,16 рублей, 3 472 331,70 рублей, 675 679 936,03 рублей.
Указанные сведения о кадастровой стоимостинежилых помещенийвнесены в Единый государственный реестр недвижимости, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Приведённые результаты определения кадастровой стоимости нежилыхпомещений просит пересмотреть административный истец, при этом проверка достоверности установленной в отношении объектов оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об её утверждении, предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.
В обоснование своих требований об установлении кадастровой стоимости нежилыхпомещений в размере их рыночной стоимости административным истцом представлены отчёты об оценке NN 0004064-06.2017, 0004065-06.2017от 29июня 2017 года, составленныеООО "Фэлкон" (далее отчётыNN 0004064-06.2017, 0004065-06.2017 от 29 июня 2017 года), согласно которым рыночная стоимость по состоянию на 01 января 2016 года нежилых помещений с кадастровыми номерами****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****определена в размере 558 855 рублей, 512 525 рублей, 573 333 рубля, 553 064 рубля, 445 926 рублей, 411 178 рублей, 451 717 рублей, 443 030 рублей, 399 596 рублей, 402 491 рубль, 593 602 рубля, 521 212 рублей, 622 559 рублей, 211 903 975 рублей, соответственно.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы представили письменные возражения на указанные отчётыNN 0004064-06.2017, 0004065-06.2017 от 29 июня 2017 года, в которых выразили сомнения в обоснованности и достоверности определённой в них величины рыночной стоимости нежилых помещений ввиду несоответствия отчётов требованиям Федерального закона от29 июля 1998 года N 135-ФЗ и федеральным стандартам оценки.
В силу предписаний ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении. С учётом того, что результатом оценки является стоимость, определённая в отчёте об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчёта на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с глубокими противоречиями в представленных сторонами доказательствах, устранение которых требовало специальных знаний в области оценочной деятельности, и существенным отличием рыночной стоимости объектов недвижимости, определённой в отчётах об оценке, от их кадастровой стоимости, определением суда от 21сентября 2017 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, направленная на установление рыночной стоимости объектов недвижимости и включающая проверку отчётов NN 0004064-06.2017, 0004065-06.2017 от 29 июня 2017 года на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, производство которой поручено эксперту ООО "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ" Артемову В.И.
Согласно заключению эксперта N 3а-1409/2017 от 30 ноября 2017 года, составленному ООО "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ", отчётыNN 0004064-06.2017, 0004065-06.2017 от 29 июня 2017 года не соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; рыночная стоимость объектов недвижимости, определённая оценщиком в названных отчётах, не подтверждается; рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, **** по состоянию на 01 января 2016 года по результатам судебной экспертизы составляет 949 205 рублей, 870 511 рублей, 973 790 рублей, 939 364 рублей, 757 395 рублей, 698 376 рублей, 767 228 рублей, 752 478 рублей, 678 704 рублей, 683 624 рублей, 1 008 220 рублей, 885 226 рублей, 1 057 401 рублей, 174 891 000 рублей, соответственно.
На основании заключения эксперта ООО "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ" административный истец уточнил требования в порядке статьи 46 КАС РФ и просил установить кадастровую стоимость нежилых помещенийв размере их рыночной стоимости, определённой экспертом в заключении.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость объекта недвижимости должна быть установлена в размере его рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении ( статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости нежилого помещения в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителя жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 18 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.