Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в
составе председательствующего Семченко А.В,
судей Лукашенко Н.И, Юдиной А.М,
при секретаре Федосовой Е.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 26 декабря 2017 года, которым постановлено: "Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Силстар" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, равной рыночной, определенной по состоянию на 1 января 2016г. в размере 58 634 000 (пятьдесят восемь миллионов шестьсот тридцать четыре тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, равной рыночной, определенной по состоянию на 1 января 2016г. в размере 106 158 400 (сто шесть миллионов сто пятьдесят восемь тысяч четыреста) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, равной рыночной, определенной по состоянию на 1 января 2016г. в размере 69 743 600 (шестьдесят девять миллионов семьсот сорок три тысячи шестьсот) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, равной рыночной, определенной по состоянию на 1 января 2016г. в размере 92 201 965 (девяносто два миллиона двести одна тысяча девятьсот шестьдесят пять) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, равной рыночной, определенной по состоянию на 1 января 2016г. в размере 76 802 825 (семьдесят шесть миллионов восемьсот две тысячи восемьсот двадцать пять) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости в размере 381799 920 (триста восемьдесят один миллион семьсот девяноста девять тысяч девятьсот двадцать ) рублей 00 копеек по состоянию на 01.01.2014 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, равной рыночной, определенной по состоянию на 1 января 2016г. в размере 251 015 240 (двести пять один миллион пятнадцать тысяч двести сорок) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, равной рыночной, определенной по состоянию на 1 января 2016г. в размере 427 681 025 (четыреста двадцать семь миллионов шестьсот восемьдесят одна тысяча двадцать пять) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, равной рыночной, определенной по состоянию на 1 января 2016г. в размере 289 621 100 (двести восемьдесят девять миллионов шестьсот двадцать одна тысяча сто) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, равной рыночной, определенной по состоянию на 1 января 2016г. в размере 51 559 345 (пятьдесят один миллион пятьсот пятьдесят девять тысяч триста сорок пять) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, равной рыночной, определенной по состоянию на 1 января 2016г. в размере 70 106 205 (семьдесят миллионов сто шесть тысяч двести пять) рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 5 сентября 2017 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, расположенных по адресу: *****.
установила:
Общество с ограниченной ответственностью "Силстар" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2016г, установленной постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 г. N 791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016г.", расположенных по адресу *****.
с кадастровыми номерами:
***** в размере 74 809 688 руб.;
***** в размере 136 209 276,8 руб.;
***** в размере 90 307 249,6 руб.;
***** в размере 119 160 433,25 руб.;
***** в размере 989 66 437,9 руб.;
***** в размере 504 902 804,64 руб.;
***** в размере 329 688 875,04 руб.;
***** в размере 568 861 774,30 руб.;
***** в размере 378 843 544,20 руб.;
***** в размере 65 974 442,34 руб.;
***** в размере 88 687 211,73 руб.
В обоснование исковых требований административный истец ссылался на то, что является собственником указанных земельных участков. Кадастровая стоимость земельных участков на 01.01.2016 г, определенная на основании постановления Правительства Москвы от 29.11.2016 г. N 791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016г.", является завышенной, что влечет нарушение прав истца. Истец считает, что предусмотренная законом возможность установления кадастровой стоимости соответствующей рыночной, позволит ему оптимизировать финансовые расходы по оплате налога на землю.
В ходе рассмотрения дела административным истцом исковые требования уточнены, ООО "Силстар" просило об установлении по состоянию на 01.01.2016г. кадастровой стоимости земельных участков, расположенных по адресу: ***** на основании проведенной судебной оценочной экспертизы с кадастровыми номерами:
***** в размере 58 634 000 руб.;
***** в размере 106 158 400 руб.;
***** в размере 69 743 600 руб.;
***** в размере 92 201 965 руб.;
***** в размере 76 802 825 руб.;
***** в размере 381 799 920 руб.;
***** в размере 251 015 240 руб.;
***** в размере 427 681 025 руб.;
***** в размере 289 621 100 руб.;
***** в размере 51 559 345 руб.;
***** в размере 70 106 205 руб.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители административного истца, Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, расположенные по адресу *****.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, ***** определена по состоянию на 01.01.2016 г. на основании постановления Правительства Москвы от 29.11.2016 г. N 791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016г.",
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости ООО "Силстар" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра. Решением Комиссии от 19 сентября 2017 года ООО "Силстар" было отказано в удовлетворении данного заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
Заявляя требования об установлении кадастровой стоимости, соответствующей рыночной ООО "Силстар" представило в суд отчет об оценке ООО КГ "ПраймАудит", которым по состоянию на 1 января 2016 года рыночная стоимость оцениваемых земельных участков определена земельный участок с кадастровым номером ***** в размере 59 485 200 руб.; ***** в размере 98 005 600 руб.; ***** в размере 68 631 680 руб.; ***** в размере 86 991 329 руб.; ***** в размере 74 801 870 руб.; ***** в размере 210 635 774 руб.; ***** в размере 198 632 280 руб.; ***** в размере 312 403 943 руб.; ***** в размере 223 306 690 руб.; ***** в размере 53 553 731 руб.; ***** в размере 68 988 504 руб.
Согласно экспертному заключению судебной экспертизы от 19 декабря 2017 г. N 53-ЦЭСФ/17, отчет об оценке от 23 мая 2017г, подготовленный ООО КГ "ПраймАудит" не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы Общества с ограниченной ответственностью "Центр экспертиз и независимой оценки "СитиФинанс" от 19 декабря 2017 года отчет ООО КГ "ПраймАудит" не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно выводам судебной оценочной экспертизы рыночная стоимость земельных участков, расположенных по адресу ***** по состоянию на 1 января 2016 года составляет: с кадастровым номером ***** - 58 634 000 руб.; с кадастровым номером ***** - 106 158 400 руб.; с кадастровым номером ***** - 69 743 600 руб.; с кадастровым номером ***** - 92 201 965 руб.; с кадастровым номером ***** - 76 802 825 руб.; с кадастровым номером ***** - 381 799 920 руб.; с кадастровым номером ***** - 251 015 240 руб.; с кадастровым номером ***** - 427 881 025 руб.; с кадастровым номером ***** - 289 621 100 руб.; с кадастровым номером ***** - 51 559 345 руб.; с кадастровым номером ***** - 70 106 205 руб.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении ( статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости земельного участка в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей апелляционной жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Судебная коллегия полагает, что доводы административных ответчиков об отсутствии у административного истца права на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка основаны на неправильном толковании норм материального права.
Указанное право предусмотрено в силу требований статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 26 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.